За годы пандемии и санкций Кубань и Ставрополье стали лидерами по развитию туризма
Андрей Гордеев / Ведомости
В I квартале 2024 г. рынок туризма в России достиг почти 1,22 трлн руб. Это на 53% больше, чем за аналогичный период предыдущего года, когда оборот составил 794 млрд руб., согласно данным Росстата, представленным «Ведомостям».
В 2023 г. выручка средних и крупных предприятий в сфере туризма выросла всего на 27% по сравнению с 2019 г., что ниже уровня инфляции. За четыре года доля туризма в общей выручке предприятий России сократилась с 2,05% до 1,53%. Однако некоторые регионы, наоборот, смогли ее увеличить.
Загореть и не болеть
Кубань больше всего нарастила внутренний туризм на фоне ковидных и санкционных ограничений. Здесь доля выручки организаций туристической сферы в общей выручке предприятий выросла на 1,66 п. п. Если в 2019 г. она составляла 1,7% (74 млрд руб.), то в 2023 г. уже 3,4% (258 млрд руб.), следует из данных Росстата.
Кубань привлекает туристов пляжным отдыхом на Черном море и горнолыжным курортом в Красной Поляне. Россиянам прежде всего интересно море, сказал «Ведомостям» президент Общенационального союза индустрии гостеприимства (ОСИГ) Алексей Волков. По оценкам эксперта, объем пляжного туризма в стране составляет 35%. «Если мы говорим о Геленджике, Анапе или Сочи, то это самая развитая туристическая курортная инфраструктура в стране», – подчеркнул Волков. Также регион – лидер в сегменте энотуризма (винного туризма), рассказал «Ведомостям» президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Илья Уманский.
Среди оказавшихся в выигрыше от санкций и другой южный туристический регион страны – Ставропольский край. Доля выручки предприятий турсферы выросла здесь с 1,44 до 2,87%. Организации заработали на туристах в 2019 г. 11,6 млрд руб., а в 2023 г. – 34,2 млрд руб.
Здесь ключевыми туристическими местами являются здравницы Кавказских Минеральных Вод в Пятигорске, Кисловодске, Железноводске, Ессентуках, которые били рекорды по посещаемости. Открытый аэропорт в Минводах считается воздушными воротами Северного Кавказа, через него можно добраться на горные курорты Архыза, Эльбруса или Домбая.
От южных морей до полярного края
На 3-м месте по приросту выручки от туризма расположилась Архангельская область. За 2019–2023 гг. ее доля в регионе выросла на 0,99 п. п. В денежном отношении доходы увеличились с 15,4 млрд до 28,3 млрд руб. Регион известен деревянным зодчеством: в музее под открытым небом «Малые Корелы» собрано больше 100 старинных изб, церквей и усадеб, шесть селений области входят в рейтинг Ассоциации самых красивых деревень.
В первую пятерку также вошел Дагестан, где доля выручки турсферы прибавила 0,54 п. п. В 2023 г. средние и крупные предприятия туротрасли в республике заработали 785 млн руб. Но общий объем выручки, видимо, значительно выше, поскольку местный бизнес представлен в основном малыми предприятиями, которые Росстат в представленной статистике не учитывает.
Среди других лидеров также Камчатский край (рост доли турбизнеса на 0,35 п. п.), который привлекает туристов уникальной природой. Направление считается одним из самых дорогих в России. В 2023 г. в среднем экскурсионный тур на одного человека обходился в 120 000–150 000 руб., сообщали в АТОР.
Сибирский хаб
Новосибирская область оказалась самым просевшим по туризму регионом. Доля туристической выручки здесь снизилась с 13,8% в 2019 г. до 6,8% в 2023 г. В абсолютных цифрах доходы сократились не так сильно – с 209 млрд до 197 млрд руб., но общая выручка предприятий региона стала выше почти в 2 раза (рост с 1,5 трлн до 2,9 трлн руб.).
Заметный вклад в туристическую статистику по выручке в области вносит транспорт. Объем авиаперевозок пассажиров из Новосибирска с начала пандемии COVID-19 сильно падал, отметила исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. Согласно отчетам аэропорта «Толмачево», в 2019 г. пассажиропоток достигал 6,7 млн человек, а в 2020 г. упал до 4,6 млн. «Транзит постепенно восстанавливается, но, если сравнивать с 2019 г., полного восстановления еще не произошло», – отмечает Ломидзе.
Несмотря на это, доля выручки от туризма в Новосибирской области (6,8%) остается самой высокой в стране.
В тесноте, но при туристах
В стране насчитывается 26 регионов, в которых число турпоездок превышает численность самого населения, по данным Росстата. Больше всего отдыхающих на душу населения в Республике Алтай – 4,9 поездки на жителя.
На 2-м месте – Ленинградская область. В 2023 г. на каждого местного жителя пришлось 4,4 турпоездки. Сам Петербург только на 8-м месте в стране по этому показателю: число поездок сюда в 2023 г. составило 11,7 млн, при этом население города почти в 3 раза больше (5,6 млн).
Отпуск вопреки
Регулярные атаки Крыма со стороны Украины и закрытие аэропорта в Симферополе нанесли существенный ущерб турпотоку на полуостров. Согласно уточненным данным Росстата и без учета эвакуированных граждан, в 2023 г. он сократился с 4,5 млн до 3,2 млн поездок, или на 29%. В первой половине 2024 г. снижение турпотока также было существенным: с 1,7 млн до 1,3 млн поездок. При этом доходы организаций туристической сферы в республике выросли с 18,5 млрд руб. в 2019 г. до 20,2 млрд руб. в 2023 г. Но доля в суммарной выручке предприятий региона снизилась с 6 до 3,7%. Севастополь тоже потерял на фоне ограничений: с 1,2 до 0,5% соответственно.
Для столь популярного направления выручка сравнительно невысока, есть потенциал ее восстановления. Во многом это связано с особенностями данных методики Росстата, куда вносятся пассажирские авиаперевозки и не включается деятельность малых и микропредприятий. В последнее время в Крым стали заходить крупные предприятия и этот процесс отразится на результатах сезона 2024 г., считает заместитель директора Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ Ольга Вапнярская.
Ситуация, в которой оказалась туристическая отрасль Крыма, непростая, согласен Уманский. Но всю весну и начало лета 2024 г. республика демонстрировала прирост бронирований, которые увеличились в 1,5 раза. «Результаты, которые мы наблюдаем, вселяют уверенность, что самая тяжелая фаза кризиса пройдена», – считает эксперт.
Лидерство без сюрпризов
Главным туристическим предпочтением у россиян остается летний отдых, который, как правило, связан с морем. Поэтому Черное море и российские столицы сохраняют свое лидерство, и здесь не стоит ждать каких-либо сильных изменений. Даже при растущих турпотоках другим регионам достичь таких же цифр, как в этих субъектах РФ, сложно. «Просто нет [номерной] емкости такой в регионах», – говорит Ломидзе.
В Москве, Петербурге, Казани, Калининграде, Краснодарском крае, Московской и Ленинградской областях сегодня сконцентрировано около 50% всего номерного фонда страны, отмечают в РСТ. Он формировался десятилетиями и продолжает расти, поэтому вряд ли стоит ожидать нового региона, который сможет сместить кого-то из этих лидеров, считает Уманский. Летом 2024 г. сильно вырос интерес к Анапе. «Все говорят о взрывном росте спроса на нее, при том что там нет авиасообщения», – подчеркивает Ломидзе.
С тем что в ближайшее время лидеры отрасли не поменяются, согласна и Вапнярская. Но если учитывать относительные величины, то в ближайшие три года ожидается значительный рост интереса туристов к Дальнему Востоку и Сибири.
«Спрос на локации, которые связаны с природными объектами, с экоотдыхом, тоже растет», – говорит Вапнярская. В 2024 г. Камчатский край стал лидером в сегменте приключенческого туризма, согласно данным РСТ. Также в этом списке Байкал, Кавказ, Карелия и Алтай. У этих регионов хорошие возможности развития, которые во многом зависят от местных администраций и компаний, считает Вапнярская.
Чего ждать после отмены санкций
В июле 2024 г. Евросоюз продлил все санкции в отношении России еще на полгода. Но даже если предположить, что их снимут и россиянам вновь станет проще выезжать за рубеж, моментального восстановления выездного турпотока и резкого падения внутреннего эксперты не ждут. По мнению Вапнярской, развитие внутреннего туризма не остановится, так как за эти годы он стал интересен россиянам.
Связь спроса на внутренний туризм с пандемией и санкциями есть, но она не решающая, подчеркивает Ломидзе. По ее словам, интерес к отдыху в России рос каждый год и до 2019 г. И даже при полноценном возобновлении авиасообщения динамика хотя и замедлится, но останется положительной.
Пандемия и санкции, с одной стороны, поставили туристический бизнес на грань выживания, а с другой – переориентировали туристов на внутренние направления. С появлением большого числа прямых международных рейсов и удешевлением стоимости перевозки можно будет рассчитывать на усиление конкуренции внутреннего и выездного туризма, считает Уманский. Но она существовала всегда, и внутренний туризм и раньше не проигрывал в этой борьбе.
Уперлись в деньги
Главными факторами роста внутреннего туризма могли бы стать не только обширные инвестиции в отрасль с целью обновления изношенной инфраструктуры, но и реальный рост доходов большинства граждан. По данным Росстата, по сравнению с маем 2023 г. номинальная зарплата россиян выросла к маю 2024 г. на 19% – до 86 384 руб. При этом обед в столовой в Краснодарском крае в июне 2024 г. стоил в среднем 483 руб., что на 14% дороже, чем годом ранее. По данным Росстата, размещение в трехзвездочной гостинице подорожало на 16%.
Растет и содержание объектов гостеприимства, кроме того, с 2025 г. вводится туристический налог, отмечает Волков. С учетом этих факторов он ожидает еще большего удорожания туристического продукта. «Поэтому настаиваем на том, чтобы вернуть какие-то сегменты туристического кешбэка. Сегодня путешествия явно требуют внимания со стороны государства», – подчеркнул эксперт.
Инвесторы снова оказались на пороге больших возможностей
Развитие венчурного рынка в начале 2000-х в России нельзя рассматривать в отрыве от предыдущих десятилетий. Фундаментальные изменения, произошедшие в постсоветский период, оказали значительное влияние на формирование отрасли прямых и венчурных инвестиций.
Экономические преобразования, начавшиеся в 1990-е, создали основу для развития частных компаний, многие из которых унаследовали инновационные наработки советской прикладной и отраслевой науки. Перед такими проектами открывались большие инвестиционные и рыночные перспективы. Предприятия рождались в условиях значительных рисков и неопределенности, что способствовало поиску нестандартных решений и, как следствие, – развитию предпринимательского духа.