За годы пандемии и санкций Кубань и Ставрополье стали лидерами по развитию туризма
Андрей Гордеев / Ведомости
В I квартале 2024 г. рынок туризма в России достиг почти 1,22 трлн руб. Это на 53% больше, чем за аналогичный период предыдущего года, когда оборот составил 794 млрд руб., согласно данным Росстата, представленным «Ведомостям».
В 2023 г. выручка средних и крупных предприятий в сфере туризма выросла всего на 27% по сравнению с 2019 г., что ниже уровня инфляции. За четыре года доля туризма в общей выручке предприятий России сократилась с 2,05% до 1,53%. Однако некоторые регионы, наоборот, смогли ее увеличить.
Загореть и не болеть
Кубань больше всего нарастила внутренний туризм на фоне ковидных и санкционных ограничений. Здесь доля выручки организаций туристической сферы в общей выручке предприятий выросла на 1,66 п. п. Если в 2019 г. она составляла 1,7% (74 млрд руб.), то в 2023 г. уже 3,4% (258 млрд руб.), следует из данных Росстата.
Кубань привлекает туристов пляжным отдыхом на Черном море и горнолыжным курортом в Красной Поляне. Россиянам прежде всего интересно море, сказал «Ведомостям» президент Общенационального союза индустрии гостеприимства (ОСИГ) Алексей Волков. По оценкам эксперта, объем пляжного туризма в стране составляет 35%. «Если мы говорим о Геленджике, Анапе или Сочи, то это самая развитая туристическая курортная инфраструктура в стране», – подчеркнул Волков. Также регион – лидер в сегменте энотуризма (винного туризма), рассказал «Ведомостям» президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Илья Уманский.
Среди оказавшихся в выигрыше от санкций и другой южный туристический регион страны – Ставропольский край. Доля выручки предприятий турсферы выросла здесь с 1,44 до 2,87%. Организации заработали на туристах в 2019 г. 11,6 млрд руб., а в 2023 г. – 34,2 млрд руб.
Здесь ключевыми туристическими местами являются здравницы Кавказских Минеральных Вод в Пятигорске, Кисловодске, Железноводске, Ессентуках, которые били рекорды по посещаемости. Открытый аэропорт в Минводах считается воздушными воротами Северного Кавказа, через него можно добраться на горные курорты Архыза, Эльбруса или Домбая.
От южных морей до полярного края
На 3-м месте по приросту выручки от туризма расположилась Архангельская область. За 2019–2023 гг. ее доля в регионе выросла на 0,99 п. п. В денежном отношении доходы увеличились с 15,4 млрд до 28,3 млрд руб. Регион известен деревянным зодчеством: в музее под открытым небом «Малые Корелы» собрано больше 100 старинных изб, церквей и усадеб, шесть селений области входят в рейтинг Ассоциации самых красивых деревень.
В первую пятерку также вошел Дагестан, где доля выручки турсферы прибавила 0,54 п. п. В 2023 г. средние и крупные предприятия туротрасли в республике заработали 785 млн руб. Но общий объем выручки, видимо, значительно выше, поскольку местный бизнес представлен в основном малыми предприятиями, которые Росстат в представленной статистике не учитывает.
Среди других лидеров также Камчатский край (рост доли турбизнеса на 0,35 п. п.), который привлекает туристов уникальной природой. Направление считается одним из самых дорогих в России. В 2023 г. в среднем экскурсионный тур на одного человека обходился в 120 000–150 000 руб., сообщали в АТОР.
Сибирский хаб
Новосибирская область оказалась самым просевшим по туризму регионом. Доля туристической выручки здесь снизилась с 13,8% в 2019 г. до 6,8% в 2023 г. В абсолютных цифрах доходы сократились не так сильно – с 209 млрд до 197 млрд руб., но общая выручка предприятий региона стала выше почти в 2 раза (рост с 1,5 трлн до 2,9 трлн руб.).
Заметный вклад в туристическую статистику по выручке в области вносит транспорт. Объем авиаперевозок пассажиров из Новосибирска с начала пандемии COVID-19 сильно падал, отметила исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. Согласно отчетам аэропорта «Толмачево», в 2019 г. пассажиропоток достигал 6,7 млн человек, а в 2020 г. упал до 4,6 млн. «Транзит постепенно восстанавливается, но, если сравнивать с 2019 г., полного восстановления еще не произошло», – отмечает Ломидзе.
Несмотря на это, доля выручки от туризма в Новосибирской области (6,8%) остается самой высокой в стране.
В тесноте, но при туристах
В стране насчитывается 26 регионов, в которых число турпоездок превышает численность самого населения, по данным Росстата. Больше всего отдыхающих на душу населения в Республике Алтай – 4,9 поездки на жителя.
На 2-м месте – Ленинградская область. В 2023 г. на каждого местного жителя пришлось 4,4 турпоездки. Сам Петербург только на 8-м месте в стране по этому показателю: число поездок сюда в 2023 г. составило 11,7 млн, при этом население города почти в 3 раза больше (5,6 млн).
Отпуск вопреки
Регулярные атаки Крыма со стороны Украины и закрытие аэропорта в Симферополе нанесли существенный ущерб турпотоку на полуостров. Согласно уточненным данным Росстата и без учета эвакуированных граждан, в 2023 г. он сократился с 4,5 млн до 3,2 млн поездок, или на 29%. В первой половине 2024 г. снижение турпотока также было существенным: с 1,7 млн до 1,3 млн поездок. При этом доходы организаций туристической сферы в республике выросли с 18,5 млрд руб. в 2019 г. до 20,2 млрд руб. в 2023 г. Но доля в суммарной выручке предприятий региона снизилась с 6 до 3,7%. Севастополь тоже потерял на фоне ограничений: с 1,2 до 0,5% соответственно.
Для столь популярного направления выручка сравнительно невысока, есть потенциал ее восстановления. Во многом это связано с особенностями данных методики Росстата, куда вносятся пассажирские авиаперевозки и не включается деятельность малых и микропредприятий. В последнее время в Крым стали заходить крупные предприятия и этот процесс отразится на результатах сезона 2024 г., считает заместитель директора Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ Ольга Вапнярская.
Ситуация, в которой оказалась туристическая отрасль Крыма, непростая, согласен Уманский. Но всю весну и начало лета 2024 г. республика демонстрировала прирост бронирований, которые увеличились в 1,5 раза. «Результаты, которые мы наблюдаем, вселяют уверенность, что самая тяжелая фаза кризиса пройдена», – считает эксперт.
Лидерство без сюрпризов
Главным туристическим предпочтением у россиян остается летний отдых, который, как правило, связан с морем. Поэтому Черное море и российские столицы сохраняют свое лидерство, и здесь не стоит ждать каких-либо сильных изменений. Даже при растущих турпотоках другим регионам достичь таких же цифр, как в этих субъектах РФ, сложно. «Просто нет [номерной] емкости такой в регионах», – говорит Ломидзе.
В Москве, Петербурге, Казани, Калининграде, Краснодарском крае, Московской и Ленинградской областях сегодня сконцентрировано около 50% всего номерного фонда страны, отмечают в РСТ. Он формировался десятилетиями и продолжает расти, поэтому вряд ли стоит ожидать нового региона, который сможет сместить кого-то из этих лидеров, считает Уманский. Летом 2024 г. сильно вырос интерес к Анапе. «Все говорят о взрывном росте спроса на нее, при том что там нет авиасообщения», – подчеркивает Ломидзе.
С тем что в ближайшее время лидеры отрасли не поменяются, согласна и Вапнярская. Но если учитывать относительные величины, то в ближайшие три года ожидается значительный рост интереса туристов к Дальнему Востоку и Сибири.
«Спрос на локации, которые связаны с природными объектами, с экоотдыхом, тоже растет», – говорит Вапнярская. В 2024 г. Камчатский край стал лидером в сегменте приключенческого туризма, согласно данным РСТ. Также в этом списке Байкал, Кавказ, Карелия и Алтай. У этих регионов хорошие возможности развития, которые во многом зависят от местных администраций и компаний, считает Вапнярская.
Чего ждать после отмены санкций
В июле 2024 г. Евросоюз продлил все санкции в отношении России еще на полгода. Но даже если предположить, что их снимут и россиянам вновь станет проще выезжать за рубеж, моментального восстановления выездного турпотока и резкого падения внутреннего эксперты не ждут. По мнению Вапнярской, развитие внутреннего туризма не остановится, так как за эти годы он стал интересен россиянам.
Связь спроса на внутренний туризм с пандемией и санкциями есть, но она не решающая, подчеркивает Ломидзе. По ее словам, интерес к отдыху в России рос каждый год и до 2019 г. И даже при полноценном возобновлении авиасообщения динамика хотя и замедлится, но останется положительной.
Пандемия и санкции, с одной стороны, поставили туристический бизнес на грань выживания, а с другой – переориентировали туристов на внутренние направления. С появлением большого числа прямых международных рейсов и удешевлением стоимости перевозки можно будет рассчитывать на усиление конкуренции внутреннего и выездного туризма, считает Уманский. Но она существовала всегда, и внутренний туризм и раньше не проигрывал в этой борьбе.
Уперлись в деньги
Главными факторами роста внутреннего туризма могли бы стать не только обширные инвестиции в отрасль с целью обновления изношенной инфраструктуры, но и реальный рост доходов большинства граждан. По данным Росстата, по сравнению с маем 2023 г. номинальная зарплата россиян выросла к маю 2024 г. на 19% – до 86 384 руб. При этом обед в столовой в Краснодарском крае в июне 2024 г. стоил в среднем 483 руб., что на 14% дороже, чем годом ранее. По данным Росстата, размещение в трехзвездочной гостинице подорожало на 16%.
Растет и содержание объектов гостеприимства, кроме того, с 2025 г. вводится туристический налог, отмечает Волков. С учетом этих факторов он ожидает еще большего удорожания туристического продукта. «Поэтому настаиваем на том, чтобы вернуть какие-то сегменты туристического кешбэка. Сегодня путешествия явно требуют внимания со стороны государства», – подчеркнул эксперт.
«Наземное метро» стало неотъемлемой частью столичной инфраструктуры
Московские центральные диаметры (МЦД) – одна из самых амбициозных и значимых транспортных инициатив столичного региона и всей страны. Она вывела городской железнодорожный транспорт на новый уровень и задала стандарт для его интеграции в инфраструктуру мегаполиса. Торжественный запуск диаметров состоялся 21 ноября 2019 г. В церемонии приняли участие президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин.
Идея соединения радиальных направлений в единые маршруты появилась впервые еще 100 лет назад. Однако приступили к ее реализации только после успешного запуска Московского центрального кольца (МЦК). Благодаря МЦК не задействованная ранее система железнодорожного сообщения стала частью рельсового каркаса Москвы. Опыт МЦК показал, что пассажиры готовы менять свои транспортные привычки, а главное, что железнодорожный транспорт может выполнять роль ключевого городского транспорта.
МЦД кардинально изменили облик железной дороги, из «дачного» транспорта превратив ее в современный и городской. Пассажирам стало доступно удобное расписание поездов с минимальным интервалом в часы пик, с комфортными и бесплатными пересадками на метро и МЦК, с современными московскими городскими вокзалами и поездами.