Как развивается российский агропром в условиях контрсанкций

За 10 лет выпуск продуктов питания в нашей стране увеличился на 43%, а сельхозпродукции – на 33,2%

Максим Богодвид / РИА Новости

События последних 10 лет существенно отразились на российском агропромышленном секторе. С августа 2014 г. в России действует запрет на импорт отдельных видов сельхозпродукции, сырья и продовольствия из стран, которые ввели экономические санкции в отношении РФ. Под продовольственное эмбарго попали, например, мясо, рыба, моллюски, молоко и молочная продукция, овощи и фрукты из ЕС, США, Канады, Австралии и Норвегии. Контрсанкции вводились на год, но эмбарго каждый год продлевается.

Освободившиеся ниши «быстро занял отечественный бизнес», отмечает представитель Минсельхоза. Российские предприятия, по его словам, «доказали способность производить практически что угодно и адаптироваться к любым внешним условиям». Это подтверждают финансовые результаты крупных агрохолдингов за последние пять лет.

Например, выручка «Агрокомплекса им. Н.И.Ткачева» по РСБУ в 2023 г. составила 84,5 млрд руб. против 53,2 млрд руб. в 2019 г., чистая прибыль увеличилась с 1,6 млрд руб. до 13,8 млрд руб. Консолидированная выручка «Русагро» в 2023 г. составила 310 млрд руб. против 73,5 млрд руб. в 2019 г., чистая прибыль увеличилась с 9,7 млрд руб. до 48,7 млрд руб. Выручка агрохолдинга «Степь» по МСФО в 2023 г. составила 106,1 млрд руб. против 584 млн руб. в 2019 г. (по данным Forbes). Чистую прибыль в компании не раскрывают. По словам его генерального директора Андрея Недужко, компания последние годы стабильно наращивает объемы урожая примерно на 10% год к году. В 2023 г. агрохолдинг собрал более 2,1 млн т урожая, что на 8% больше, чем годом ранее.

Вклад в развитие агропромышленного сектора за прошедшие десять лет внесла господдержка. Объем финансирования мероприятий госпрограммы развития сельского хозяйства вырос в 2,2 раза, с 198,1 млрд руб. в 2013 г. до 442,6 млрд руб. в 2023 г., подсчитал представитель Минсельхоза.

Как росло производство сельхозпродукции в РФ последние 10 лет

С 2014 по 2023 г. выпуск продуктов питания в нашей стране увеличился на 43%, а сельхозпродукции – на 33,2%, следует из данных Минсельхоза. Устойчивая динамика развития, по словам представителя ведомства, характерна как для агропромышленного комплекса в целом, так и для отдельных его отраслей. Например, в 2023 г. был собран рекордный урожай картофеля за последние, как минимум, 30 лет – 8,6 млн т. Для сравнения: в 2013 г. показатель был на уровне 5,4 млн т.

В растениеводстве сбор зерновых за этот период увеличился с 92,4 млн т до 150 млн т, сахарной свеклы – с 39,3 млн до 53,2 млн т., плодов и ягод – с 0,7 млн т до 1,9 млн т. Производство масличных культур выросло с 13,2 млн до 29,9 млн т., плодоовощной продукции – с 4,4 млн до 7,5 млн т.

Положительная динамика наблюдается и в сегменте животноводства. Выпуск скота и птицы в 2023 г. по сравнению с 2013 г. увеличился на 35,6% – с 12,2 млн до 16,53 млн т. Производство свиней – на 67,6% (с 3,6 млн т до 6,06 млн т), птицы – на 36,6% (с 5,2 млн т до 7,04 млн т). Вылов рыбы увеличился с 4,3 млн т до 5,4 млн т. Производство молока выросло на 13,2% (с 29,9 млн т до 33,8 млн т).

В первом полугодии 2024 г. выпуск сельхозпродукции увеличился на 0,9% к аналогичному периоду 2023 г., отмечает эксперт группы корпоративных рейтингов АКРА Антон Тренин.

Как развивается экспорт российской сельхозпродукции

После 2014 г. модель развития АПК изменилась с импортозамещающей на экспортно ориентированную, подчеркивает представитель Минсельхоза. Если в 2013 г. в нашу страну ввозилось в 2,5 раза больше продовольствия, чем поставлялось в другие страны, то по итогам 2023 г. поставки на внешние рынки были на 24% больше объема закупок из-за рубежа, подчеркнул собеседник. В денежном выражении отечественный аграрный экспорт в 2023 г. составил $43,5 млрд против $17,1 млрд в 2013 г., уточнил он.

Сегодня Россия направляет продовольствие более чем в 160 стран и является мировым лидером по поставкам пшеницы, гороха, ячменя, масличного льна, мороженой рыбы, занимает ведущие позиции по подсолнечному маслу и др., перечисляет собеседник.

В первом полугодии 2024 г. экспорт российской сельхозпродукции в натуральном значении увеличился на 16% к аналогичному периоду 2023 г., сказал «Ведомостям» управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. В лидирующих категориях, по словам эксперта, остается мясомолочная продукция (прирост около 20%) и овощи (+30%). Абсолютных значений Гришунин не привел. В денежном выражении за первое полугодие экспорт может составить около $25 млрд, за весь 2024 г. – $45 млрд, подсчитал он. Рост поставок в натуральном выражении, по оценке эксперта, может достигнуть 10-12%.

Прогноз по сбору урожая на 2024 г.

По предварительной оценке Минсельхоза, сбор зерновых культур ожидается в объеме 132 млн т (в 2014 г. показатель был на уровне 103,8 млн т, а в 2023 г. – 142,6 млн т), масличных – 28,4 млн т (14,2 млн т и 28 млн т соответственно). Валовой сбор овощей открытого грунта в организованном секторе по итогам текущего года может составить 5,8 млн т, что «на 5% выше среднего показателя производства за последние пять лет», уточнил представитель Минсельхоза. В защищенном грунте – порядка 1,67 млн т овощей, что на 2% выше показателя 2023 г. и на 10% выше среднего за последние пять лет показателя, добавил он.

В этом году аграрии столкнулись с тяжелыми погодными условиями, которые отразились на состоянии посевов, отмечает Недужко. В его компании ждут снижения урожайности на 10%, сетует он. Весна была действительно сложной, согласен Гришунин: из-за перепадов температуры погибла часть урожая. Поэтому финансовые результаты сектора будут хуже, чем в 2023 г., особенно по прибыли, считает эксперт. На них, по его словам, повлияет также рост затрат. «Ежегодно расходы на посевную кампанию растут, увеличение издержек в ретроспективе ближайших двух–трех лет достигало 20-30% в среднем», – объясняет Недужко.

Основные затраты связаны с приобретением посевного материала, удобрений, географических информационных систем (ГМС) и средств защиты растений (СЗР), также существенный рост показывают расходы на оплату труда, перечисляет он. В то же время цены реализации сельхозпродукции, особенно зерновых культур, не могут уравновесить динамику роста производственных издержек, отмечает Недужко.

Серьезной проблемой отрасли является хронический кадровый дефицит, связанный с нехваткой как синих, так и белых воротничков, рассказывает он. Как следствие этой проблемы, замедляются темпы цифровизации отрасли и др., отметил Недужко. Отрасль действительно испытывает существенный дефицит специалистов, особенно в области агрономии, подтверждает Гришунин. По его словам, стратегическими вызовами в отрасли остаются необходимость воссоздания собственного семенного хозяйства и родительского стада, а самое главное – повышение производительности труда и уровня технического обеспечения. Последнее также является вызовом в связи со значительным удорожанием техники в связи с санкциями.

«Но мы смотрим на отрасль позитивно: наблюдаются значительные подвижки в повышении продовольственной безопасности не только по мясу, но и по овощам, также продукция российских аграриев продолжает пользоваться спросом в дружественных странах», – подытожил эксперт.

Россия стремится к цифровому суверенитету и развитию нацплатформ

На чем делается упор в работе с данными

Культура работы с данными – один из главных факторов развития цифровой экономики, технологий и общества в любом современном государстве. В течение последних нескольких лет заметно усилилось внимание к подходам в работе с ней как со стороны бизнеса, так и органов публичной власти. Влияние на рост интереса оказывают уровень цифровой зрелости компаний и организаций (или стремление его повысить), желание усовершенствовать hr-процессы и расширить возможности для принятия решений на основе данных.

В зависимости от страны меняется и подход к работе с данными. Для западных стран характерен высокий уровень прозрачности и подотчетности: компании обязаны информировать пользователей о том, как собираются и используются их данные, а также предоставлять возможность контроля над этим процессом.

В Азии, особенно в Китае, наблюдается иная позиция. Здесь преобладает более свободный подход к сбору и использованию информации, что создает благоприятные условия для быстрого развития технологий в области больших данных и искусственного интеллекта. Япония – еще один интересный пример. Эта страна известна высокой степенью интеграции технологий в повседневную жизнь, что создает благоприятные условия для сбора и анализа больших объемов данных. Однако японский подход отличается сильным влиянием корпоративных культур на практики работы с информацией.

Читать далее

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2024