Теперь оно достойно того, чтобы быть в картах лучших ресторанов
Freepik
Едва ли в начале нулевых кто-то мог себе представить в винных картах респектабельных ресторанов такой широкий выбор хороших российских вин.
Состояние виноделия в перестроечный период и постсоветской России можно описать лишь в самых пессимистичных красках. Знаменитый указ от 16 мая 1985 г. «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения» привел к плачевным результатам. К искоренению виноградников во многих регионах страны (разрушению питомниководческой базы) и отставанию науки о винограде и вине. Производство было переориентировано на сок.
Оставшиеся энтузиасты винного дела с 1990-х гг. пытались добиться отдельного регулирования отрасли, из года в год терпеливо объясняя чиновникам всех мастей, что произвести любой другой алкоголь – это не то же самое, что вино. Лозу надо посадить, вырастить, дождаться, если повезет, урожая через 5–6 лет. Тут уместно будет вспомнить сцену из фильма «Отец солдата», где главный герой встает под танк, чтобы не допустить «мести» молодой виноградной лозе...
К началу 2000-х гг. площади виноградников сократились, сборы упали в 4 раза, а закладка новых насаждений уменьшилась в 3,4 раза. Не хватало и оборотных средств на закладку новых насаждений. В 1995–1997 гг. ежегодная цифра составляла менее 2000 га в год. И лишь в 1999 г. впервые график новых посадок начинает приближаться к 4000 га. В начале нулевых, вместе с ростом благосостояния граждан и интереса среднего класса к зарубежным винам, появляется и первая программа развития отрасли на 2002–2010 гг.
Введение субсидированных процентных ставок по кратко- и среднесрочным (до пяти лет) кредитам, привлеченным предприятиями и организациями аграрно-промышленного комплекса (АПК) в российских банках с погашением за счет средств федерального бюджета 2/3 учетной ставки ЦБ, повысило для виноградарей доступность ресурсов. А в 2003 г. с целью стимулирования российских виноделов даже снижалась акцизная ставка для натуральных вин с 3,52 до 2 руб. за 1 л (почти в 1,8 раза), шампанского и игристых вин – с 10,58 до 10,50 руб.
Но и у государства были более масштабные задачи на алкогольном рынке в целом – установление контроля. Пусть не гибких, но четких правил. А в 2008 г. для этого даже появилась отдельная федеральная служба – Росалкогольрегулирование. Итогом стало то, что получить необходимую лицензию винодельческие хозяйства практически не могли, а если это вдруг кому-то удавалось, то прецедент надолго становился предметом красочных пересказов.
Можно по-разному относиться к игристым напиткам «Абрау-Дюрсо», но нельзя не отметить роль винного дома и его владельца Бориса Титова в истории событий, которые позволяют сегодня российскому вину составлять достойную конкуренцию напиткам Старого и Нового Света. В поселке Абрау (в благоустройство которого предприятие также вложилось) был поставлен на поток винно-гастрономический туризм как российский образец того, как он в целом может выглядеть. Там же зародился российский винный саммит с участием именитых зарубежных экспертов, например Оза Кларка.
В 2014 г. площадь виноградников России существенно увеличилась за счет Крыма и Севастополя, а последовавшие санкции сделали для многих сложным не только ведение бизнеса за рубежом, но и полюбившиеся путешествия по шато, и крупные бизнесмены заинтересовались вопросом приобретения или строительства своих виноделен. Сначала структуры банка «Россия» приобрели «Новый Свет», а затем «Массандру». А «Усадьбу Дивноморское» в конце 2018 г. приобрело некоммерческое партнерство Геннадия Тимченко и Владимира Колбина, писали «Ведомости». Гендиректор МИА «Россия сегодня» и телеведущий ВГТРК Дмитрий Киселев стал одним из совладельцев винодельческого хозяйства Cock t`est belle в Крыму.
Титов же, будучи не только бизнесменом, но и уполномоченным по правам предпринимателей, способствовал прохождению в Госдуме первой версии проекта закона о виноградарстве и виноделии (дошел до третьего чтения и был перенесен в новой версии). А в непростой период сплотил виноделов через Союз виноградарей и виноделов. Его возглавлял ветеран отрасли и автор законопроекта Леонид Попович.
Наконец, с 2020 г. отрасль получила-таки свое собственное законодательное регулирование, и вино из российского винограда было признано сельхозпродукцией. Появился механизм, который стимулировал виноделов высаживать виноградники при государственной поддержке (по сути, в обмен на ограничение, а затем и запрет на ввоз иностранных виноматериалов, что тоже вызвало проблемы, поскольку достаточного количества винограда в России еще нет). Были смягчены условия выдачи лицензий малым предприятиям, что дало возможность им зайти на рынок.
С 2022 г. под эгидой Минсельхоза началась реализация федерального проекта «Стимулирование развития виноградарства и виноделия». Главная цель – увеличение площади виноградников в плодоносящем возрасте на 35% к 2030 г. (общий объем заявленных средств федерального бюджета – 25,4 млрд руб.). Как недавно отчиталась на Кавказском инвестфоруме замдиректора департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза Ирина Федина, в 2024 г. финансирование проекта составит более 4 млрд руб. (3,5 млрд руб. – федеральные средства, остальное – софинансирование регионов). И если верить статистике и официальным лицам, результат за эти годы есть.
В 1990 г. площади виноградников составляли порядка 212 200 га, в 2015 г. – не более 85 100 га, сокрушался замдиректора ФГУ «Специализированный центр учета в АПК» Александр Иванов. А в прошлом году площадь виноградников достигла 105 000 га, и по итогам 2024 г. Минсельхоз прогнозирует увеличение еще на 6000 га (что все ближе к заветным целевым 125 000 га). Добавим сюда еще протекционизм в виде повышенных пошлин на вина из недружественных стран.
Конечно, за такой благоприятной картиной кроется и множество проблем, с которыми приходится работать отрасли, как и всему АПК. Отечественные питомники еще не вышли на полную мощность, и говорят, что даже некоторые автохтоны наподобие кокура приходится завозить из-за рубежа. Не говоря уже о дорогом замещении техники, производители которой ушли из-за санкций с российского рынка, а на новое оборудование или расходники для имеющегося по параллельному импорту нужны серьезные средства. Но так не хочется о плохом, когда столько хорошего случилось за минувшие 25 лет.
Тем более что проблемы свои виноградари и виноделы всей страны обсуждают теперь масштабно: винодельческий форум из Абрау переехал в Москву. Тут и дистрибуторы, представители крупного ритейла, руководители питомников, инвесторы, рестораторы, представители научного сообщества, производители сельхозтехники... Появилось огромное количество новых туристических мест, и не только в Краснодарском крае и Крыму, но и в долине Дона. Терруары последней заслуживают особой похвалы за ренессанс автохтонных сортов. Ведь именно оттуда родом «красностоп» и один из самых сложных сортов для виноделия – «сибирьковый».
Самое главное – производителей хорошего российского вина стало действительно много. Большие и маленькие винодельни, крестьянско-фермерские хозяйства – все это научило российского потребителя наконец тому, что наше вино не такое, как французское, итальянское, новозеландское.
Оно другое – часто лучше и интереснее. Ведь сколько интересных бесед о впечатлениях от ркацители, сары пандас, голубка, кефесии, цимлянского черного порой услышишь от знакомых и сомелье. Да что сказать – винное образование, в том числе любительские курсы, вышло на высокий уровень. Российское вино, особенно из автохтонных сортов, действительно достойно того, чтобы быть в картах лучших ресторанов.
«Наземное метро» стало неотъемлемой частью столичной инфраструктуры
Московские центральные диаметры (МЦД) – одна из самых амбициозных и значимых транспортных инициатив столичного региона и всей страны. Она вывела городской железнодорожный транспорт на новый уровень и задала стандарт для его интеграции в инфраструктуру мегаполиса. Торжественный запуск диаметров состоялся 21 ноября 2019 г. В церемонии приняли участие президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин.
Идея соединения радиальных направлений в единые маршруты появилась впервые еще 100 лет назад. Однако приступили к ее реализации только после успешного запуска Московского центрального кольца (МЦК). Благодаря МЦК не задействованная ранее система железнодорожного сообщения стала частью рельсового каркаса Москвы. Опыт МЦК показал, что пассажиры готовы менять свои транспортные привычки, а главное, что железнодорожный транспорт может выполнять роль ключевого городского транспорта.
МЦД кардинально изменили облик железной дороги, из «дачного» транспорта превратив ее в современный и городской. Пассажирам стало доступно удобное расписание поездов с минимальным интервалом в часы пик, с комфортными и бесплатными пересадками на метро и МЦК, с современными московскими городскими вокзалами и поездами.