Инвестиции в городское пространство окупаются, даже если на это нужно время
Внутренний туризм в России продолжает уверенно набирать обороты: показатели растут, инфраструктура развивается. Конечно, не последнюю роль в ускорении этого процесса сыграли внешние факторы – пандемия и санкции, но первые коренные изменения начались еще в начале 2000-х. Тогда некоторые регионы всерьез задумались о том, чтобы развивать туристическое направление на принципиально новом уровне.
Для меня самый яркий пример фундаментального внешнего преобразования города и стремительного роста его туристской привлекательности – однозначно моя малая родина, Йошкар-Ола. Да, это название знал практически каждый и 25 лет назад. Приходилось. Ну, вспомните: когда играли в «Города», и вам вдруг выпадала буква Й… А вот про саму столицу республики Марий Эл тогда слышали немногие, а бывали в ней – единицы. В 2000-е ситуация начала меняться. Кардинально и молниеносно.
Местные власти при поддержке бизнеса приступили к осуществлению масштабного градостроительного проекта. В городе появились новые площади, храмы, памятники, парки, набережная. Сегодня Йошкар-Ола входит во все туристические путеводители по Поволжью и регулярно попадает в топы самых интересных городов для путешествий по России. Ее называют «Городом-сказкой», «Марийским чудом», «Кусочком Европы в центре России», одним из самых необычных и диковинных городов нашей страны. Телеканал «Моя Планета» за 15 лет своей истории побывал в республике Марий Эл и ее столице больше десяти раз. И в наших программах, снятых в разное время, наглядно показано, как преобразовывался город.
Внешний облик Йошкар-Олы, особенно центра, за эти годы трансформировался до неузнаваемости даже для ее жителей. Проверено на себе. Помню, как я приехал в родной город после довольно длительного отсутствия (на тот момент я уже жил, учился и работал в Москве). Первое впечатление: где я? Второе: глазам не верю. Третье: это не моя Йошкар-Ола. Нет, я слышал от бывших одноклассников, что город сильно достраивается, благоустраивается, что его теперь не узнать и прочее. Но был ли я готов к тому, что я увижу? Нет. Я даже близко не мог представить такие перемены. Я словно провалился в какой-то сон…
Здесь нужен флешбэк. В какой Йошкар-Оле я родился и вырос? Много зеленых деревьев. Преимущественно советская типовая застройка. Но по соседству с серыми многоэтажками могли вдруг неожиданно, даже в центре города, оказаться мило покосившиеся деревянные домики, по ощущениям – из начала прошлого века. В центре – берега речки Малая Кокшага, заросшие камышами. И бескрайние пустыри. Да, к сожалению, несмотря на солидную историю Йошкар-Олы (город основан в 1584 г. еще при Федоре Иоанновиче как военная крепость), в ней практически не сохранилось исторических зданий и памятников. Зато было то, что влюбляло безоговорочно и навсегда: неповторимое очарование тихого провинциального города. В котором даже дождь шумит по-своему. Как-то по-родному.
…И вот я в Йошкар-Оле новой. Перед моими глазами аналог Спасской башни Московского Кремля. Европейские набережные, напоминающие Брюгге и Амстердам. Своя площадь Сан-Марко с условной копией Дворца дожей и оригинальными часами с осликом, на котором каждый час под бой курантов выезжает младенец Христос (что-то похожее можно встретить разве что в Праге). Свой Благовещенский собор. Итальянский парк с красными канадскими кленами. Баварский замок Нойшванштайн. Памятник Пушкину и Онегину. Монумент местной легенде – Йошкину коту… В общем, ощущение, будто я оказался в параллельной реальности. Ну, по крайне мере, дополненной – очень эклектичным и необычным новоделом.
Конечно, новая Йошкар-Ола встретила в свой адрес немало критики. От урбанистов, блогеров, обычных туристов и даже местных жителей. На город вешались ярлыки: «декорации из кинофильма», «лубок», «культурный новодел». Но прошло время. И многие, в том числе и я, иначе посмотрели на чудо-трансформацию. Был ли шанс у Йошкар-Олы моего детства стать туристическим центром? Думаю, к сожалению, нет. А вот обновленный город сразу обратил на себя внимание как на российском уровне, так и международном. Особенно до пандемии, когда в город потянулись даже иностранные путешественники. Туристический поток, которого раньше практически не было, стал расти стремительно. Конечно, это благоприятно сказалось на экономическом состоянии региона в целом: развитие инфраструктуры, рабочие места и прочее.
На мой взгляд, Йошкар-Ола стала редким случаем даже в контексте мирового опыта, когда была эффективно реализована очень смелая стратегия развития внутреннего туризма, которая, по сути, сводится к принципу: придумать с нуля абсолютно новый образ города и претворить его в реальность. При этом марийская формула туристской привлекательности затронула и другие сегменты республики Марий Эл. Обновленная столица сработала как магнит, туристы потянулись в регион, а дальше уже стали открывать истинные сокровища этой земли: ее удивительную природу с живописными озерами и богатыми лесами и самобытную культуру коренного финно-угорского народа мари.
Ну, и главный вопрос. Сохранила ли Йошкар-Ола свое очарование? Сохранила. Дождь шумит все так же. По-родному. Это моя Йошкар-Ола.
Вице-президент МТС о высокотехнологичных решениях для бизнеса
Андрей Гордеев / Ведомости
Скорость интеграции искусственного интеллекта в бизнес-процессы поражает воображение. В 2024 г. его в своей деятельности использовали около 43% российских компаний ‒ в два раза больше, чем в 2021 г., подсчитали Национальный центр развития ИИ при правительстве и ВЦИОМ. Подавляющее большинство из них ‒ 97% получили от использования этой технологии финансовый или нефинансовый эффект. О спросе бизнеса на «цифру» и ключевых разработках в этой сфере разобрались «Ведомости. Технологии и инновации» из интервью вице-президента МТС по развитию корпоративного и нового бизнеса Олега Алдошина.
– Главное, с чего стоит начать ‒ цифровая трансформация, и уж тем более автоматизация, не являются чем-то новым для бизнеса. Российские компании в подавляющем большинстве так или иначе используют цифровые решения. Если говорить о регионах, то по итогам 2024 г. в лидерах цифровизации, по нашим оценкам, ‒ Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Якутия, Новосибирская область, ЯНАО, ХМАО, Башкирия. Наиболее открыты для внедрения цифровых решений высококонкурентные отрасли. Традиционно наиболее цифровые ‒ финансовый сектор, логистика, ритейл, образование.