Москва начинается с транспорта

Как обновление транспортной системы столицы изменило облик мегаполиса и жизнь горожан

Пресс-служба департамента транспорта Москвы

Новые виды транспорта, массовое внедрение электронных сервисов, реализация мегапроектов в области метростроения и дорожной инфраструктуры, модернизация подвижного состава – за последние полтора десятилетия Москва пережила настоящий транспортный бум. Что уже сделано, каковы планы властей на ближайшие годы и как все это отражается на качестве жизни москвичей – в материале «Ведомости. Промышленность и инфраструктура».

Из прошлого в будущее

2010 год. «Юго-Западная» – конечная станция Сокольнической линии метро, а «Марьина Роща» – Люблинско-Дмитровской. Обилие коммерческой рекламы в подземке, а «наверху» – небезопасные маршрутки. Все билеты на общественный транспорт покупаются за наличные. Улица Тверская заставлена припаркованными автомобилями. Нет БКЛ, МЦК и МЦД. Жители Братеево, Солнцево и Некрасовки добираются до метро на переполненных маршрутках. Никаких бессветофорных хорд, а москвичи в среднем тратят в пробках час ежедневно.

С тех пор многое изменилось. За 13 лет количество станций московского метро увеличилось в 1,6 раза. Построены 112 новых станций, три полностью новые линии, включая БКЛ – самое длинное метрокольцо в мире (его протяженность на момент открытия – 70 км). БКЛ «обогнала» Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км) и кольцевую линию метро Мадрида (40,5 км). Также в Москве появилось МЦК – теперь в столице де-факто три кольцевые линии.

По расчетам столичных властей, полное открытие БКЛ в 2023 г. позволило горожанам экономить на многих маршрутах до 45 минут ежедневно. Например, время поездки от станции «Рижская» до «Сокольников» сократилось в 5,5 раз ‒ с 17 до трех минут. А от «Авиамоторной» до «ЦСКА» теперь можно добраться в два раза быстрее – за 22 минуты вместо 48.

В ближайшие пять лет будут открыты еще три новые линии метро:  Троицкая, Рублево-Архангельская и Бирюлевская ‒ всего 39 новых станций.

Запущены центральные диаметры, так называемое наземное метро, выходящее далеко за административные пределы Москвы. Речь идет о глубокой модернизации сети пригородных электричек и их интеграции в единое столичное транспортное пространство через системы пересадок, оплаты проезда и тарификации. Сейчас МЦД ‒ это 136 станций на четырех диаметрах.

пресс-служба департамента транспорта Москвы

«Рельсовый транспорт ‒ самый быстрый, безопасный и эффективный, поэтому мы продолжаем развивать его под руководством мэра Москвы Сергея Собянина», ‒ рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. По его словам, создана провозная способность на многие годы вперед: к 2030 г. рельсовый каркас столицы расширится до 517 станций, 93% горожан будут жить в шаговой доступности от станций метро или МЦД, отметил Ликсутов.

Более того, к 2030 г. МЦД планируется продлить до 11 регионов, включая соседние областные центры. Причем интервал движения поездов сократится в шесть раз. Таким образом, масштабирование московских проектов стимулирует развитие всего Центрального транспортного узла, повышает связность регионов ЦФО. В марте 2024 г. началось строительство первого участка ВСМ, который должен сократить время в пути между двумя столицами почти в два раза по сравнению с «Сапсаном».

Помимо расширения и модернизации рельсового каркаса, последние годы активно развивалась автодорожная сеть. В 2011‒2023 гг. в Москве было построено 1360 км дорог – около четверти от существующей протяженности. По сути – создано четвертое транспортное кольцо, идея которого была выдвинута еще в начале нулевых. Но команда мэра столицы Собянина реализовала этот проект на новых принципах. Вместо единой трассы поэтапно возведены четыре хордовые магистрали с выходами на МКАД, что позволяет его дополнительно разгрузить. Северо-Восточная и Юго-Восточная хорды образовали Московский скоростной диаметр (МСД) – единственную скоростную магистраль, позволяющую проехать столицу «насквозь».

«Благодаря Московскому скоростному диаметру поездки из одной части города в другую стали для автомобилистов еще удобнее и быстрее. Каждый день по МСД проезжают около 400 000 машин», ‒ отметил Ликсутов. По его словам, сейчас магистраль входит в топ-3 самых востребованных трасс города, ею пользуются в основном москвичи и жители Подмосковья, а доля транзитных поездок минимальна.

Причем северное направление МСД плавно перетекает в трассу М-11 «Москва – Санкт-Петербург», а восточное – в новую трассу М-12 «Восток», которая протянется до Тюмени. Участок от Москвы до Казани был открыт в декабре 2023 г. Благодаря ему время в пути до столицы Татарстана сократилось с 12 до 6,5 часа. До конца 2024 г. трассу планируется продлить до Екатеринбурга.

Еще один крупный проект в области дорожного строительства – проспект Багратиона, реализуемый на концессионной основе. Открытая в сентябре 2023 г. магистраль сократила путь от МКАД до Москва-Сити с 45 до 15 минут и разгрузила Кутузовский проспект, Можайское шоссе и проспект Генерала Дорохова. При движении и по МСД, и по проспекту Багратиона применяются современные технологии безбарьерного взимания платы за проезд на базе отечественных IТ-решений. Это дополнительный фактор комфорта и экономии времени для автомобилистов.

До 2012 г. какой-либо сформулированной транспортной стратегии и политики в Москве не существовало: строительство дорогих и не всегда эффективных инженерных сооружений было лишено единого плана, полагает директор Центра исследований «Умный город» ФГРР НИУ ВШЭ Константин Трофименко. «В 2012 г. впервые была сформулирована четкая стратегия, охватывающая все сферы работы транспорта в Москве, и в 2015–2016 гг. она начала активно внедряться в жизнь», – указал эксперт.

По мнению директора Передовой инженерной школы «Академия ВСМ» РУТ Олега Покусаева, транспортная стратегия города была ориентирована на снижение пробок и создание такого транспортного каркаса Москвы, который бы позволил сформировать устойчивый переход населения с личного транспорта на общественный. «Эта стратегия себя полностью оправдала», – убежден он.

Экологичнее, больше, новее

За последнее десятилетие появились и принципиально новые для Москвы виды транспорта. В первую очередь речь идет об электротранспорте – это глобальный тренд. На улицах столицы стали курсировать электробусы, а по Москве-реке – круглогодичные электросуда. Сейсас первый в истории электрофлот укомплектован. К 2030 г. число электросудов возрастет до 60, а маршрутов станет семь. Запуск регулярного речного транспорта, по оценке столичных властей, улучшил транспортную доступность для 1,5 млн человек, а также экологию Москвы-реки.

С 2015 г. в Москве заработали сервисы каршеринга, а «хитом» начала 2020-х гг. стали электросамокаты – самые популярные в городе средства индивидуальной мобильности, также работающие преимущественно на шеринговой основе (кикшеринг).

Параллельно с транспортной инфраструктурой обновился и подвижной состав. Например, Московский метрополитен с 2010 г. закупил более 4500 современных российских вагонов – их доля в общем парке увеличилась примерно с 13% до 75%.

«По темпам обновления подвижного состава и количеству закупаемых вагонов метро мы №1 в Европе и Америке. За чуть более чем 10 лет мы обновили составы на большинстве линий метрополитена», ‒ подчеркнул Ликсутов. В закупаемых сейчас поездах есть кондиционеры с функцией обеззараживания воздуха, межвагонные переходы и USB-разъемы для зарядки гаджетов.

Модернизация подвижного состава метро осуществляется каждые несколько лет. В 2017 г. вышел поезд «Москва», в 2020 г. – «Москва-2020», а в марте этого года – его последняя модификация «Москва-2024». «Сейчас совместно с производителем ведем разработку еще более нового состава «Москва-2026». И мы гордимся, что новые поезда уже практически полностью состоят из отечественных комплектующих», – сказал Ликсутов.

Город реализует также комплексную стратегию развития электротранспорта, включая создание собственной промышленной базы. На смену автобусам приходят электробусы отечественного производства. Первый маршрут в Москве был запущен в 2018 г., а через пять лет Собянин назвал столицу лидером по числу электробусов среди европейских городов. Сегодня в Москве уже более 1700 электробусов, обслуживающих более 130 маршрутов.

Темпы обновления наземного общественного транспорта увеличиваются. В 2023 г. Москва заключила контракты с ПАО «Камаз» и ООО «ЛиАЗ» на поставку 1200 электробусов, что стало крупнейшей закупкой таких машин в Европе. В прошлом году в столицу поставили более 350 электробусов, а с начала 2024 г. – уже около 300. До конца года электробусный парк столицы пополнит еще более 500 единиц элетробусов. К 2030 г. их количество должно достичь 5300 единиц. Через шесть лет столица планирует практически полностью отказаться от автобусов на городских маршрутах.

Электробусы закупаются по контрактам жизненного цикла. В течение 15 лет производители техники должны обеспечивать ее бесперебойную работу.

Москва активно стимулирует переход жителей и на личный электротранспорт через систему льгот и развитие инфраструктуры. В рамках проекта «Энергия Москвы» в столице установлено более 240 бесплатных электрозарядных станций (ЭЗС). Владельцы электрокаров освобождены от уплаты транспортного налога и могут парковаться бесплатно по всему городу, кроме парковок закрытого типа. Согласно планам, к 2030 г. в столице будет 30 000 ЭЗС, а количество электромобилей в Москве, по прогнозам, вырастет до 320 000 – 7% от общего числа машин.

По оценке столичных властей, Москва также является европейским лидером по темпам обновления трамвайного парка. С 2017 г. в город поступили более 500 трамваев российского производства, которые составляют уже 95% трамвайного парка города. «Московский транспорт поддерживает отечественное машиностроение и закупает трамваи только у российских производителей. В планах к 2030 г. ‒ закупить еще 200 новых вагонов: ожидается, что локализация их производства вырастет», – добавил представитель столичного департамента транспорта.

Новое старое

За последнее десятилетие произошло возрождение московского такси. С 2011 г. в этой области стартовали реформы – город расширил легальный рынок, выдавая разрешения на таксомоторную деятельность. С 2012 г. правительство Москвы поддерживает развитие сервиса такси: выдает субсидии на компенсацию части затрат при покупке автомобилей. За 12 лет компании (все операторы имеют право на субсидии, включая «Яндекс») получили 2,25 млрд руб., что помогло компенсировать затраты на покупку более 78 000 автомобилей. Сегодня в Москве и Московской области работает свыше 180 000 легковых такси. Средний возраст автомобилей такси в столице составляет 3,5 года.

Запущенная в 2021 г. система «Аналитика работы такси», агрегирующая данные обо всех водителях такси, позволяет отсеивать людей с недостаточным стажем, тех, кто нарушает ПДД, не проходит медицинские и технические осмотры. На сегодняшний день в системе зарегистрировано почти 390 000 водителей из Москвы и Подмосковья. Средний возраст водителя такси в столице составляет 37 лет, а средний стаж вождения – 15 лет, уточнили в транспортном ведомстве.

По прогнозам городских властей, до 2030 г. автопарк такси вырастет на 14%, до 80 000, в том числе за счет увеличения числа электромобилей.

С 2018 г. Москва субсидирует часть затрат на покупку автомобилей для сервисов каршеринга. Город также предоставляет операторам каршеринга скидки на парковочные разрешения. Поэтому при аренде автомобиля пользователю не нужно платить за обслуживание, техосмотр и парковку.

«Благодаря поддержке правительства города сегодня парк московского каршеринга – мировой лидер по числу автомобилей. Пользователям доступно для аренды 34 000 машин различных классов и комплектаций», – уточнил Ликсутов. Сервис помогает разгрузить улицы от личного транспорта ‒ в среднем один автомобиль каршеринга арендуют пять‒шесть раз в сутки. К 2030 г. автопарк каршеринга вырастет до 40 000 машин, ожидают в департаменте транспорта.

Популярность средств индивидуальной мобильности (СИМ) у москвичей, несмотря на постепенное ужесточение правил, также продолжает расти. За три месяца со старта сезона проката ‒ 26 марта ‒ жители и гости города совершили на арендных электросамокатах 30 млн поездок, что на 4 млн больше, чем за весь 2022 г. При этом в 85% случаев самокаты арендуют, чтобы доехать до остановки городского транспорта, офиса, дома, парка или торгового центра. Сейчас в столице доступно для аренды 60 000 электросамокатов. По слова Ликсутова, особенно важно формировать культуру безопасного вождения и обучать водителей СИМ. «Для этого мы настроили самокаты таким образом, что часть ПДД они соблюдают автоматически», – пояснил он. Например, на самокатах нельзя разогнаться быстрее 25 км/ч, а при въезде в зоны отдыха или места с повышенным пешеходным движением они автоматически замедляются до 5–15 км/ч. Сейчас в Москве уже 320 медленных зон.

Оценивая путь, который прошла транспортная система столицы с 2010 года, эксперты называют масштабное метростроение главным достижением властей города. «С такими темпами строительства метро и наземного метро – МЦК/МЦД в мире могут сравниться только самые передовые города Китая. И точно эти темпы превосходят лучшие советские года метростроя», – считает Трофименко.

По его мнению, в течение 15‒20 лет Москва придет к единой системе управления городским движением. Будет тотально внедрена концепция «Мобильность как услуга», которая позволит оптимизировать качество транспортных услуг как на уровне отдельного пользователя, так и всей транспортной системы в целом.

Создание МЦК, МЦД и расширение метрополитена – наиболее значимые для столицы транспортные события, повлиявшие на пространственный облик города, уверен Покусаев. Наряду с этим он отметил стремительное развитие билетной системы: электронных сервисов карты «Тройка», оплаты по биометрии, единой билетной системы на любых видах транспорта. «Все это влияет на удобство использования общественного транспорта и является одной из составляющих повышения уровня мобильности населения», – добавил эксперт.

Дальнейшее развитие Покусаев связывает с повышением доступности общественного транспорта, совершенствованием шеринговых сервисов, внедрением беспилотных машин. Еще один вектор развития – «интеллектуализация транспорта»: появление «умных» графиков движения, цифровизация управления мобильностью населения и движением личного транспорта.

Маткапитал с годами обесценился, но все еще важен для российских семей

Как господдержка стимулировала рождаемость в стране, но рост цен на жилье снизил этот эффект

Сергей Булкин / TACC

За последние годы материнский капитал стал эффективным инструментом поддержки семей с детьми. Простота его оформления, распространение программы на первенцев и расширение сферы применения лишь усиливали этот положительный эффект. Однако со временем выплата стала восприниматься как нечто само собой разумеющееся. В тонкостях этой господдержки разбирались «Ведомости».

Продлевать будете

Маткапитал является частью национального проекта «Демография» и представляет собой единовременную выплату при пополнении в семье. Данная мера господдержки появилась в России в 2007 г. для улучшения жилищных условий молодых пар и повышения рождаемости.

Читать далее

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2024