Груз «Победы»

Гендиректор российского лоукостера Андрей Калмыков о том, почему «Победа» не может возить бесплатно и багаж, и ручную кладь

Разгоревшиеся страсти («Почему «Победа» не настоящий лоукостер») по правилам провоза багажа и ручной клади в «Победе» вынуждают меня сделать подробный сравнительный анализ условий, предлагаемых различными лоукост-авиакомпаниями, и отличий воздушного законодательства ЕС и России.

В соответствии с европейскими правилами, установленными для авиакомпаний – резидентов ЕС, каждая авиакомпания имеет право самостоятельно устанавливать нормы провоза багажа и ручной клади, т. е. закон не устанавливает для авиакомпаний никаких обязанностей по каким-либо услугам, которые должны быть включены в тариф. При этом права пассажиров никак не страдают, так как авиакомпании, работающие в условиях жесточайшей конкуренции, устанавливают разумные правила, позволяющие им привлекать пассажиров на свои рейсы. Если какая-либо авиакомпания установит идиотские правила либо драконовские тарифы, то она просто-напросто разорится.

В России же мы видим совершенно другую картину – Воздушный кодекс и Минтранс под лозунгами обеспечения законных прав пассажиров устанавливают законодательные ограничения для авиакомпаний, требуя не только включать в базовый тариф бесплатный провоз 10 кг багажа, но и обязанность бесплатно провозить в салоне так называемые «личные вещи, находящиеся при пассажире»: дамскую сумку, портфель, папку для бумаг, зонтик, трость, букет цветов, верхнюю одежду, печатные издания, детское питание, телефон, фотоаппарат, видеокамеру, ноутбук, портплед, детскую люльку и т. д. (странно, что Минтранс забыл еще включить коробку, картонку и маленькую собачонку.) Причем ни размер, ни вес вещей из данного перечня законодательно не определен, и авиакомпании вынуждены сами интерпретировать, например, понятие «дамская сумка» – является ли дамской сумкой баул весом 15 кг или не является?

Если сравнить нормы бесплатного провоза багажа и ручной клади у Ryanair, EasyJet и «Победы», то окажется, что и без бесплатного провоза рюкзаков «Победа» включает в тариф гораздо больше, чем иностранные лоукостеры: Ryanair и EasyJet не предлагают бесплатного провоза багажа, только одного предмета багажа в салоне (плюс дополнительно еще один предмет ручной клади размером 35 х 25 х 20 см у Ryanair) бесплатно.

И именно из-за действующих в России законодательных норм «Победа» вынуждена придумывать «параллельную реальность», в чем-то доходящую до абсурда! Ведь чем больше вещей приносит пассажир в салон самолета, тем больше занимает время высадки и посадки пассажиров и тем выше наши расходы. Например, увеличение времени простоя самолета на 20 минут на каждый рейс приведет к увеличению наших затрат на несколько процентов и нам придется повышать стоимость билетов для всех пассажиров, в том числе тех, кто летит без багажа, что мы, естественно, не хотим делать!

Приведение воздушного законодательства России к мировым стандартам позволит российским авиакомпаниям предлагать более низкие тарифы вместе с введением логичных правил перевозки ручной клади. Кстати, западные лоукостеры, которые летают в Россию, не обращают внимания на наши ФАПы (федеральные авиационные правила) и действуют по правилам ЕС. Более того, формально безбагажные тарифы наших конкурентов, S7 и «Ютэйр», нарушают российское регулирование, ведь пассажир имеет право взять чемодан большого размера (не попадающий под определение ручной клади), но весом менее 10 кг и российская авиакомпания обязана его перевезти.

«Победа», например, при отмене норм бесплатного провоза багажа и личных вещей готова будет предложить бесплатную перевозку двух мест ручной клади по аналогии с правилами Ryanair, что будет намного удобнее и пассажирам, и авиакомпании.

В действующих же условиях одновременно и бесплатный багаж, который мы должны везти по российскому законодательству, и бесплатную ручную кладь, как у иностранных авиакомпаний, Боливару не вынести. Чтобы держать цены на билеты на самом низком уровне, надо выбирать что-то одно. Очень хочется, чтобы здравый смысл все-таки победил...

Если какая-либо европейская авиакомпания установит идиотские правила либо драконовские тарифы, то она просто-напросто разорится