Авиакомпания «Победа» угрожает повысить тарифы на треть

Если суд апелляционной инстанции подтвердит решение арбитража, обязавшего бесплатно перевозить женские рюкзаки
Возможность бесплатно пронести на борт самолета «Победы» женский рюкзак обернется для пассажиров ростом тарифов/ Сергей Пивоваров/ РИА Новости

Московский арбитражный суд 19 мая отклонил иск «Победы» (100%-ная «дочка» «Аэрофлота») к Ространснадзору, в котором перевозчик требовал отменить предписание ведомства о бесплатной перевозке в салоне женских рюкзачков, рассказал представитель «Победы» и подтвердил представитель Ространснадзора, на сайте суда решения еще нет. Решение суда будет обжаловано, говорит представитель «Победы».

Согласно федеральным авиационным правилам пассажир российской авиакомпании может бесплатно провезти в салоне 18 видов предметов, в том числе дамскую сумочку, но не рюкзак. Кроме того, пассажир имеет право на бесплатный провоз 10 кг багажа.

«Мы допускаем к бесплатному провозу вещи, буквально понимая формулировку правил. Если сумочка, то сумочка, без каких-либо дополнений», – говорит представитель лоукостера. Если апелляция не изменит решение суда, «Победа» добавит дамские рюкзачки в перечень вещей, перевозимых без дополнительной платы. Но будет вынуждена вдвое увеличить минимальный тариф (999 руб. с учетом всех сборов и таксы) и как минимум на 1000 руб. увеличить остальные тарифы, заявил представитель авиакомпании. Средний тариф «Победы» – около 3000 руб., т. е. в среднем цены на билеты могут вырасти на треть. В 2015 г. «Победа» из 3 млн пассажиров 11% перевезла по минимальному тарифу.

Заработать на всем

В начале июля «Победа» изменила систему бронирования так, что пассажиры, забронировавшие билеты вместе, могут оказаться на соседних креслах, только если оба оплатят услугу выбора места – от 149 до 1000 руб. каждый. Но авиакомпания не будет распространять действие доработанной системы бронирования на выбор места в салоне самолета для пассажиров с детьми.

В структуре выручки «Победы» около 30% приходится на оплату сверхлимитного багажа и ручной клади, говорит источник, близкий к перевозчику. Сколько из этой суммы пришлось на перевозку женских рюкзачков, он не сказал. В салон с кладью, не входящей в список бесплатных, можно пройти за 999 руб. при оплате заранее на сайте или за 1500–2000 руб. при оплате в кассе аэропорта, говорится на сайте «Победы». До 10% всех пассажиров «Победы» пытаются пронести на рейс подлежащую оплате ручную кладь, заявляет представитель авиакомпании.

Решение о возможном росте тарифов представитель «Победы» называет принципиальной позицией авиакомпании. Все расходы, связанные с бесплатным провозом 10 кг багажа и 18 предметов в салоне, закладываются в тариф, объясняет представитель «Победы». Даже пассажиры без багажа заведомо оплачивают расходы авиакомпаний за обработку несуществующего багажа, потому что в российских аэропортах действует система «неразделенного тарифа», заявляет представитель «Победы». «За всех пассажиров независимо от наличия багажа авиакомпании платят аэропортам одинаково. И это неправильно. В Европе тарифы разделены», – объясняет председатель совета директоров «Внуково» Виталий Ванцев. «Таких нагрузок лоукостер взять на себя не может, одновременно обеспечивая при этом низкие цены», – объясняет представитель «Победы».

Крупнейший лоукостер мира Ryanair разрешает бесплатно взять в салон любой багаж с определенными габаритами плюс маленький предмет, говорится на его сайте. У второго по величине европейского лоукостера – EasyJet допускаются более крупные предметы. Большие сумки можно перевезти только в багажном отсеке за отдельную плату.

Было бы правильно отменить бесплатный провоз багажа и перечень личных вещей, которые можно пронести дополнительно в салон, говорит представитель «Победы». «Аэрофлот» не раз обращался в Минтранс с таким предложением, но ему пока не дан ход, отмечает человек, близкий к группе. Пресс-службы Минтранса и «Аэрофлота» оперативно не смогли предоставить комментарии.

«Дешевые билеты «Победы» продаются задолго до рейса, оставшиеся стоят на уровне с другими авиакомпаниями, даже с премиальным «Аэрофлотом». Если их цены вырастут на 1000 руб., это может сильно отразиться на загрузке, по которой они сейчас лидеры в России», – говорит гендиректор «Билетикс» Александр Сизинцев. Среди регулярных перевозчиков «Победа» – лидер, загрузка в январе – мае – 82,8%, следом идут «Сибирь» (81,3%) и «Саравиа» (81,1%). Выше загрузка у четырех чартерных авиакомпаний – 90% в среднем.

«Победе» надо поднимать средний чек, используя все способы, иначе их экономика не будет срастаться», – говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак. В 2015 г. выручка лоукостера была около 10 млрд руб., прибыль – 37 млн руб.