Пенсионная реформа: взносы повысить, выплаты сократить

Минфин предлагает отказаться от пенсий работающим, от компенсации льгот из бюджета, от обязательности накоплений
В предыдущий раз покушение на права пенсионеров – в 2005 г., при монетизации льгот, – дорого обошлось российской власти/ Alexander Demainchuk/ REUTERS

План Минфина, с которым удалось ознакомиться «Ведомостям», состоит из шести пунктов. Изменения касаются основных составляющих пенсионной системы: тарифов, правил выплаты и индексации пенсий (включая реформу института досрочных пенсий и повышение пенсионного возраста), компенсации из бюджета льготных страховых тарифов, а также структуры самой пенсионной системы – отмены обязательности накопительных взносов и их перевода в квазидобровольный формат. Предложения Минфин составил по итогам февральского совещания у премьера по совершенствованию пенсионной системы в условиях новых социально-экономических вызовов.

Письмо Минфин направил в Минтруд, назначенный ответственным за совершенствование, Минтруд переслал его в правительство.

Из-за роста расходов на пенсии вопрос сбалансированности пенсионной системы стоит остро, предваряет Минфин предложения.

Передачу сбора страховых взносов Налоговой службе Минфин предлагает совместить с реформой тарифной политики. Нужно установить единый тариф социального страхования и взимать его со всей зарплаты (сейчас полностью взносы в Пенсионный фонд (ПФР) берутся с зарплат до определенного предела). Важно, чтобы увеличение облагаемой взносами базы не влекло увеличения пенсионных обязательств, указывает Минфин, нужно сократить бюджетный трансферт в ПФР: отменить компенсацию фондам их выпадающих из-за льгот по страховым тарифам доходов. Фактически Минфин предлагает тихо повысить налоги и понизить социальные обязательства, поясняет чиновник аппарата правительства. Отдельно Минфин предлагает сократить индексацию пенсий на 2017 г., не уточняя насколько. Некоторые идеи – к примеру, повышение пенсионного возраста – Минфин предлагает давно.

В письме правительству Минфин предлагает повысить пенсионный возраст до 65 лет и для мужчин, и для женщин – с шагом 6–12 месяцев в год.

Нужно также отказаться от выплаты пенсии – или хотя бы ее фиксированной части – работающим пенсионерам, продолжает Минфин: такая практика существовала в советский период и не противоречит конвенции Международной организации труда. Точно так же не нужно платить досрочные пенсии тем, кто имеет на них право из-за работы на вредных и опасных производствах, но продолжает работать на тех же самых производствах, а сейчас это более половины «досрочников», пишет Минфин. Досрочникам-бюджетникам – педагогическим, медицинским, творческим работникам – нужно постепенно (по году в год) повысить необходимый для установления досрочной пенсии стаж, чтобы он совпадал с общеустановленным пенсионным возрастом.

Еще одно предложение – отменить обязательность накопительного компонента и перевести его из системы обязательного пенсионного страхования в квазидобровольное, с одновременным внедрением стимулов для добровольности накоплений. Подробности перевода накоплений в добровольный формат изложены в презентации ЦБ и Минфина (есть у «Ведомостей»), которая направлена отдельным чиновникам Белого дома и администрации президента.

Перейти на добровольный принцип накопительных взносов Минфин предлагает с 2019 г.; сроки внедрения остальных новшеств в письме не указаны. Все изменения пенсионного законодательства необходимо обсуждать с профсоюзами, работодателями, институтами гражданского общества, общественными организациями и экспертами и принимать решения только с учетом мнения большинства, завершает Минфин письмо.

Предложения Минфина и ЦБ на уровне правительства еще не обсуждались, комментирует пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова.

Квазинакопления

ЦБ и Минфин предлагают вывести накопительные взносы из обязательного пенсионного страхования, оставив все 22% тарифа пенсионных взносов солидарной системе. Накопительную часть предлагается переименовать в «индивидуальный пенсионный капитал». В него войдет и все прежде накопленное, граждане получат права собственности на свои пенсионные накопления и возможность потратить их до пенсионного возраста (см. таблицу). Накопления граждан в НПФ переводятся в пенсионный капитал автоматически, а накопления молчунов конвертируются в баллы страховой части пенсии, если за два года со старта новой реформы молчуны не перевели накопления в НПФ.

Накопительные взносы гражданин будет уплачивать с собственной зарплаты, их размер – от 0 до 6% – можно регулировать в течение всей жизни. С суммы взносов не будет взиматься НДФЛ; на эту сумму уменьшается и база страховых взносов в ПФР. Таким образом, 6 руб. взноса (с каждых 100 руб. зарплаты) увеличиваются до 7,32 руб. за счет квазисофинансирования государства (вычет по НДФЛ и взносу в ПФР).

При реальной доходности накоплений в 1% в год за 35 лет стажа коэффициент замещения (соотношение размера пенсии и зарплаты) возрастает, в сравнении с текущей системой (с замороженными накопительными взносами) с 40 до 55% – для зарплаты в 30 000 руб., с 28 до 42% – для зарплаты в 70 000 руб., с 20 до 29% – для зарплаты в 100 000 руб., подсчитали ЦБ и Минфин.

Минтруд концепцию ЦБ и Минфина одобряет, сказал министр труда Максим Топилин: «Коллеги наконец-таки восприняли нашу позицию, что накопительная пенсия не должна быть изъятием из страховой». Эта схема всех устраивает, ни у кого из ведомств ничего не отбирает, говорит человек, знакомый с предложениями ЦБ и Минфина: социальный блок правительства получает, как хотел, все 22% тарифа в ПФР; у Минфина не растет нагрузка на бюджет; экономика получает длинные деньги, люди – прибавку к будущей пенсии при невысокой дополнительной нагрузке, от которой можно отказаться.

Минэкономразвития против, говорит чиновник министерства: оно выступает за сохранение накопительного компонента в системе обязательного пенсионного страхования. Концепцию, предполагающую сохранение обязательных накопительных взносов при одновременном введении корпоративного пенсионного страхования, в конце апреля направила в министерства Национальная ассоциация пенсионных фондов (НАПФ). Обсудить ее с чиновниками не успели, говорит президент НАПФ Константин Угрюмов. По его мнению, система добровольных накоплений работать не будет, в том числе из-за дискредитации самой идеи накоплений государством: оно третий год продлевает мораторий на накопительные взносы, каждый год обещая, что в последний раз. Льготы по добровольным взносам есть и сейчас, указывает Угрюмов, но желающих их платить что-то не видно: «А вы бы платили, если вас постоянно обманывают?» Скептики есть и в самом ЦБ: первый зампред Сергей Швецов называл возможность замены обязательных накоплений добровольными мифом.

Все смирились

Предложения Минфина обсуждались на совещаниях и у первого вице-премьера Игоря Шувалова, и у премьера Дмитрия Медведева, знает федеральный чиновник, участвующий в совещаниях: по некоторым вопросам есть консенсус, принципиальные разногласия – по тарифу страховых взносов и по размеру индексации пенсий. Окончательная конструкция по тарифам должна оформиться к концу года, чтобы в 2017 г. принять всю нормативную базу, говорит он. Не факт, что примут именно предложения Минфина, социальный блок очень сильно сопротивляется, как и предложениям по заниженной индексации, отмечает он. А вот с реформой досрочных пенсий соцблок согласен, знает федеральный чиновник.

По закону индексация пенсий проводится по мере роста доходов ПФР, но не ниже инфляции, напоминает чиновник аппарата правительства: если ограничить перечисления в ПФР стабильной величиной, а излишки забирать в бюджет, вопрос индексации повисает сам собой. Но вообще пересмотр тарифа и индексация – это разные по природе вещи, а Минфин пытается применить бухгалтерский подход к пенсионной системе, не понимая ни ее идеологии, ни смысла, возмущается он.

Повышение пенсионного возраста еще серьезно не обсуждалось, знает чиновник аппарата правительства, хотя Минфин каждый бюджетный цикл предлагает это. Увеличение возраста – вопрос балансировки не просто бюджета, а пенсионной системы в целом, констатирует чиновник финансово-экономического блока: большой выгоды бюджету это не принесет, но понимание, что рано или поздно его придется повысить, есть.

Перевод накопительной части в добровольный формат будет обсуждаться не раньше осени – до выборов в Госдуму это нецелесообразно, считает знакомый с концепцией ЦБ и Минфина человек. Реформирование пенсионной системы в целом обсуждается вне контекста выборов, говорит федеральный чиновник: понятно, что делать с ней что-то нужно. Но какая-то принципиальная смена парадигмы возможна только после 2018 г. и с этим все смирились, заключает он.