«Яндекс» завел собственный электросамокат

Стоимость разработки может составлять $10–15 млн
«Яндекс» решил разработать собственные самокаты взамен китайских Ninebot
«Яндекс» решил разработать собственные самокаты взамен китайских Ninebot / Илья Питалев / РИА Новости

«Яндекс» в ближайшее время представит собственный электросамокат, рассказал «Ведомостям» источник в компании и подтвердил представитель «Яндекса». По информации источника, презентация устройства состоится на конференции «Яндекса» Yet another Conference 15 декабря. Подробностей собеседник не привел.

Новое устройство для «Яндекса» разработал производитель электросамокатов Wind, о покупке которого «Яндекс» сообщал осенью 2021 г., уточнил представитель «Яндекса». Сейчас электросамокат тестируется в Израиле. Производить самокаты планируется на партнерских заводах в Китае.

Как отмечает представитель компании, от других самокатов разработка «Яндекса» отличается рядом опций безопасности, «его специфика учитывает городские условия в России». Точные характеристики, а также стоимость разработки в «Яндексе» не приводят.

По словам источника в компании, «Яндекс» рассчитывает к весне вчетверо увеличить свой парк самокатов с 20 000 единиц до 70 000. До 70% парка планируется сформировать именно из собственных самокатов «Яндекса». Кроме того, в компании рассчитывают выйти на новый рынок в Казахстан, а также увеличить число российских городов, в которых функционирует сервис проката электросамокатов. Среди возможных городов, в которых планируется запустить сервис, – Екатеринбург и Казань. На сегодняшний день сервис аренды электросамокатов «Яндекса» работает в Москве, Санкт-Петербурге, Туле и Краснодаре.

О разработке и тестировании собственного самоката «Яндекса» в Израиле знает собеседник, близкий к одному из российских сервисов кикшеринга. Стоимость этой разработки он оценивает в $10–15 млн, стоимость же производства может варьироваться в зависимости от завода-партнера, материалов и размеров партий заказываемых самокатов.

Стоимость проекта зависит от самой разработки и того, что должно получиться на выходе, рассуждает издатель проекта «Трушеринг» Юрий Николаев: «Можно собрать устройство из уже готовых компонентов, выпускаемых на рынке, а можно углубиться в собственную разработку, и это будет исчисляться десятками миллионов долларов».

По словам источника, близкого к одному из сервисов, новая модель «Яндекса» более тяжелая, нежели электросамокаты популярных моделей других производителей, что снижает безопасность этого устройства при возможной аварии. Помимо того во время движения водитель нового самоката находится выше от земли, что снижает его устойчивость при маневрировании, добавляет собеседник. Также электросамокат разгоняется быстрее альтернативных моделей, имеет дополнительную амортизацию заднего колеса, а площадка для водителя самоката загнута вверх, что помешает пользователям вставать на самокат вдвоем.

На чем раскатывает Россия

Наиболее популярные модели шеринговых самокатов в российских сервисах – Ninebot Max Pro и Ninebot Pro со сменными батареями, говорил в июле 2021 г. представитель Urent порталу Inc. Средняя стоимость такого электросамоката – $600, но с учетом затрат на логистику и таможенные сборы при доставке из Китая в Россию базовая стоимость может составлять до $1000. Исходя из того что средний чек при аренде самоката составляет до 200 руб., а его средний срок службы порядка трех лет, выручка с одного устройства за этот период может составлять около 500 000 руб., но 30% от этой суммы уйдет на обслуживание и амортизацию.

По данным аналитической компании Б1 (бывшая EY), крупнейшие игроки рынка кикшеринга (аренда электросамокатов) – Urent и Whoosh (по 80 000 самокатов). Этот сегмент рынка в РФ растет гораздо быстрее мирового. За 2019–2021 гг. он вырос более чем в 6 раз, следует из исследования Б1. По прогнозу экспертов, в 2025–2026 гг. выручка игроков рынка кикшеринга будет расти в среднем на 60% в год и достигнет отметки в 95,7 млрд руб. Динамика объясняется ростом числа пользователей и поездок.

По прогнозу Б1, количество активных пользователей увеличится почти втрое с 10 млн человек в 2021 г. до 28 млн в 2024 г., а в 2026 г. достигнет 34 млн человек. Ездить тоже станут чаще: если в 2021 г. на активного пользователя приходилось в среднем 5,5 поездки за год, то в 2024 г. их будет уже 13,6, а в 2026 г. – 16,3.

Запуск собственной линейки самокатов «Яндекса» представляет собой кастомное решение компании под свои нужды, отмечает партнер департамента финансового консультирования компании ДРТ (бывшая Deloitte) Антон Шульга. Это, по его словам, может быть выгодно компании с точки зрения консолидации и более низкой стоимости закупок за счет гарантированного объема производимых устройств. Кроме того, «Яндекс» может снизить издержки на ремонт и обслуживание таких устройств.

«Любой компании нужен свой собственный самокат, потому что шеринговые самокаты в корне отличаются от самокатов для физлиц. У них съемная батарея, усиленная конструкция, огромный запас прочности, амортизации хода», – отмечает Николаев. По его словам, на рынке не так много производителей электросамокатов –в основном это Ninebot и Okai – и они поднимают цены на свои устройства. Поэтому логично, что собственная разработка может снизить эти издержки, согласен эксперт.

Кроме того, запуск собственной линейки самокатов выводит компанию-партнера из-под риска вторичных санкций и отказа в поставках устройств, а также позволяет «Яндексу» модернизировать модель в соответствии с нуждами сервиса, заключает Николаев.