«Яндекс.Такси» регистрирует позывные в качестве товарных знаков

Пока в России звуковых товарных знаков довольно мало
«В случае с «Яндексом» очевидно, что регистрация товарных знаков осуществляется в интересах сервиса «Яндекс.Такси»
«В случае с «Яндексом» очевидно, что регистрация товарных знаков осуществляется в интересах сервиса «Яндекс.Такси» / Евгений Разумный / Ведомости

«Яндекс.Такси» направило в Роспатент заявки на регистрацию двух звуковых товарных знаков, следует из материалов агентства, с которыми ознакомились «Ведомости». Подачу документов подтвердил представитель «Яндекс.Такси»

Один из регистрируемых знаков представляет собой музыкальный трек, который слышит водитель такси при появлении заказа неподалеку от того места, где он находится, следует из материалов Роспатента. Второй похож на мелодию звонка, убедился корреспондент «Ведомостей», ознакомившись с приложенными к материалам записями регистрируемых товарных знаков.

Компания подала заявку еще в конце лета, с 5 октября ведомство проводит их экспертизу, указано в материалах Роспатента.

«Яндекс.Такси» рассчитывает зарегистрировать каждый из брендов по семи классам международной классификации товарных знаков, чтобы иметь возможность их использования в различных электронных средствах и передатчиках, динамиках, а также в программном обеспечении, на электронных площадках и др.

По словам представителя «Яндекс.Такси», такая регистрация типична для компании, речь идет о нотификациях – например, что «водитель начинает заказ» или же просьба «пристегните ремни безопасности, даже на заднем сиденье».

На сегодня в России зарегистрировано всего около 90 звуковых знаков, отмечает партнер, руководитель практики «Товарные знаки» юридической компании Semenov & Pevzner Мария Ароникова. «Наиболее известными из них являются, например, джинглы радио «Шансон», рингтон телефонов Sony Ericsson или, например, звук включения компьютеров на базе процессоров Intel», – добавляет она.

Звуковые товарные знаки обычно регистрируют для защиты своих прав от «паразитирования на известности какого-то звукового элемента», добавляет зампредседателя комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Анатолий Семенов. Он привел в пример такие звуковые знаки, как позывные радиостанций «Европа плюс», «Русское радио», а также заставки популярных радиопередач и телепрограмм («Поле чудес», «Большая разница», «Спокойной ночи, малыши», «Бригада У»). По его словам, зарегистрировано в качестве товарного знака даже мурчание кошки из рекламы кошачьего корма Whiskas.

«В случае с «Яндексом» очевидно, что регистрация осуществляется в интересах сервиса «Яндекс.Такси», с тем чтобы ограничить конкуренцию со стороны иных сервисов», – отметил юрист.

Регистрация любого товарного знака зачастую занимает длительное время, но с момента подачи заявителем документов об этой регистрации знак получает право приоритета: если другое лицо подаст заявку на такой же товарный знак, приоритетная заявка будет иметь преимущество, а по второй, скорее всего, Роспатент откажет, говорит партнер и руководитель практики защиты репутации и информации АБ «А-ПРО» Антон Воробьев.

«Установленный законом и регламентом Роспатента максимальный срок регистрации товарного знака – 18 месяцев и две недели. Причем и этот срок может увеличиться, если, например, в ходе регистрации возникнут споры», – говорит партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры» Глеб Ситников.

Длительный процесс рассмотрения заявок Роспатентом объясняется несколькими факторами – обработка большого числа заявок, их сложная процедура рассмотрения, состоящая из «многих этапов», а также длительный процесс экспертизы, обращает внимание партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Токарева. Прохождение экспертизы зачастую занимает основную часть времени рассмотрения заявки Роспатентом, отмечает Ситников.

«Экспертиза осуществляется не автоматически, а сотрудниками Роспатента, которые должны определить, насколько товарный знак соответствует требованиям законодательства», – говорит юрист. Среди прочего не допускается регистрация знаков, которые используют элементы, вошедшие во всеобщее употребление, общепринятые символы и термины, также элементы, «характеризующие товары, в том числе указывающие на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта», уточнил он.