Электромобили Evolute могут появиться в «Яндекс.Такси»

Но эксплуатировать их в условиях нехватки зарядок будет сложно
Evolute 28 сентября запустил крупноузловое производство своего первого электромобиля – седана I-Pro на заводе в технопарке «Рождество» Липецкой области/ Evolute

Производитель электромобилей Evolute – липецкий «Моторинвест» ведет переговоры с «Яндекс.Такси» о поставках в 2023 г. автомобилей на электротяге для таксопарков – партнеров агрегатора. Об этом «Ведомостям» рассказал источник, знакомый с планами «Моторинвеста», и подтвердил человек, близкий к «Яндекс.Такси». Речь идет в первую очередь о седане Evolute I-Pro, пояснил один из собеседников. Инициатором переговоров был «Яндекс», рассказывает источник. «Сейчас ведутся переговоры по возможной квоте и ценам. Агрегатор заинтересован в решении этого вопроса в ближайшее время», – отмечает он.

«Яндекс» обычно обращается к автоконцернам и договаривается о закупках машин, которые по факту затем выкупает лизинговая компания, объясняет руководитель центра компетенций Международного евразийского форума «Такси» (МЕФТ) Станислав Швагерус. Лизинговая компания покупает согласованное количество автомобилей со скидкой за размер партии, после чего предлагает машины вместе с «Яндекс.Такси» партнерам агрегатора. Такая схема выгодна всем участникам цепочки, поясняет Швагерус.

Переговоры с «Моторинвестом» находятся «не на финальном этапе», поскольку в России пока нет практики массового использования электромобилей в такси, говорит источник, близкий к «Яндексу». Помимо липецкой компании на эту нишу претендует еще несколько производителей, в том числе московский автозавод «Москвич» (бывший «Renault Россия»), уточняет источник. Возможный объем поставок таксопаркам, работающим с «Яндексом», собеседникам газеты неизвестен. Представитель «Моторинвеста» от комментариев отказался. Представитель «Яндекс.Такси» сказал «Ведомостям», что компания действительно ведет переговоры с автопроизводителями для партнеров, не уточняя их названия.

Evolute 28 сентября запустил крупноузловое производство своего первого электромобиля – седана I-Pro на заводе в технопарке «Рождество» Липецкой области. Ожидается, что до конца года на конвейер «Моторинвеста» встанут кроссовер I-Joy и минивэн I-Van. Всего до конца года планируется выпустить около 2000 машин, прием заказов на них дилеры начнут в октябре.

Управляющий партнер и совладелец «Моторинвеста» Андрей Резников сказал «Ведомостям» на церемонии запуска производства, что в 2023 г. на площадке планируется выпустить около 10 000 электрокаров. От 30 до 40% из них, вероятнее всего, будет приходиться на корпоративные продажи, отметил он. Сколько из этого может быть поставлено таксопаркам – партнерам «Яндекс.Такси», Резников не сказал.

По оценкам «Моторинвеста», которые есть в презентации Evolute, годовая экономия на топливе для электромобиля в такси составит почти 400 000 руб. при пробеге в 100 000 км.

«Яндекс» просил «АвтоВАЗ», а также китайских автопроизводителей BAIC и Chery о поставках машин для лизинговых компаний, с которыми работает «Яндекс.Такси», писал Forbes в начале сентября. Российские таксопарки столкнулись со значительным дефицитом автомобилей и запчастей, а для обновления парка машин «Яндексу» ежегодно нужно 50 000 автомобилей, отмечало издание.

Потребности «Яндекса» и его партнеров в части пополнения парка транспортных средств, а также способы их удовлетворения планируется в ближайшее время обсудить на совещании в Минпромторге, сказал источник, знакомый с планами министерства. «Ведомости» направили запрос в Минпромторг.

Российский электромобиль с китайскими корнями

Evolute I-Pro, производство которого стартовало в Липецке, российским пока можно назвать только по бейджику на фальшрешетке радиатора. По сути, это седан китайского концерна Dongfeng, модель Aeolus E70. Электрокар мощностью 150 л. с. способен проехать на одной зарядке 420 км. Его стоимость составит 3 млн руб. без учета субсидии от Минпромторга. По мере разворачивания производства в 2023  г. компания обещает перейти с отверточной на полноценную сборку в том числе этой модели, со сваркой и окраской.

Таксопарки пока настороженно относятся к идее приобретения электромобилей. По ним есть вопросы с зарядкой, обеспечением комплектующими и тем, куда обращаться в случае поломок, говорит владелец и основатель компании «Таксити» (партнер «Яндекс.Такси») Феликс Маргарян. Его компания работает в Москве и Петербурге и пока не рассматривает покупку Evolute. По словам Маргаряна, у таксопарков нет таких площадей, чтобы размещать зарядные станции, поэтому в случае приобретения электрокаров рассчитывать придется только на городскую зарядную инфраструктуру. Также не ясно, как в условиях русской зимы поведет себя батарея и будет ли в достаточной степени прогреваться салон авто, отмечает предприниматель.

Основатель ставропольского такси «Престиж» Александр Деренко говорит, что в будущем такое предложение могло бы быть интересно, но пока стоимость электромобиля довольно высока, а вопросы с зарядкой и обслуживанием остаются открытыми.

По словам Швагеруса из МЕФТ, в Москве сейчас нет дефицита машин такси. Более того, в городе сегодня самый молодой парк таких автомобилей – около 2,7 года. Самое очевидное решение для таксопарков в условиях дефицита на авторынке – это продление срока эксплуатации имеющейся техники, полагает он. Швагерус отмечает, что по регионам ситуация разнится и в среднем парк в остальной части страны примерно в два раза старше московского.

Экономика электромобилей становится более привлекательной по сравнению с машинами с двигателем внутреннего сгорания при больших пробегах, которые как раз есть в такси, считает автоэксперт Владимир Беспалов. «Думаю, речь не идет о том, чтобы перевести все такси на электричество, но в качестве пробы возможна закупка на уровне нескольких сотен машин», – полагает эксперт.

Эксплуатировать электрокар в крупном городе без строительства зарядной инфраструктуры в таксопарке будет сложно, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его словам, даже в Москве есть проблемы с зарядками, ультрабыстрых станций (позволяют зарядить большую часть батареи в пределах получаса) очень мало. В таком случае таксопаркам, по мнению Бургазлиева, придется либо ставить свои зарядные станции, либо пытаться договориться с городом о приоритете для машин такси на муниципальных зарядках.