Стартап «Электромобили мэнуфэкчуринг рус» начал второй раунд привлечения инвестиций

Потребности в инвестициях компании составляют 4 млрд рублей
«Электромобили мэнуфэкчуринг рус» наравне с липецким «Моторинвестом» были единственными компаниями, кто подал заявки и подписал СПИКи с правительством и регионами на разработку и внедрение в производство электромобилей
«Электромобили мэнуфэкчуринг рус» наравне с липецким «Моторинвестом» были единственными компаниями, кто подал заявки и подписал СПИКи с правительством и регионами на разработку и внедрение в производство электромобилей / Максим Стулов / Ведомости

Стартап «Электромобили мэнуфэкчуринг рус», который делает электрический промтоварный фургон на базе УАЗ «Профи», планирует второй раунд инвестиций. Об этом «Ведомостям» рассказали два источника, близких к участникам переговоров. Среди возможных вариантов – как вхождение в капитал, так и предоставление кредитного плеча. В случае вхождения в капитал «Электромобили мануфэкчуринг рус» инвестор может получить порядка 10–15% компании, знает один из собеседников.

Среди возможных претендентов – одна из бывших структур ВТБ, сказали два собеседника. Но есть и иные потенциальные инвесторы, а также возможность получить льготный заем в Фонде развития промышленности, подчеркивает один из них. Представитель «Электромобилей» от комментариев отказался. Представитель ВТБ сказал, что сам банк не рассматривает инвестиции или финансирование стартапа «Электромобили мэнуфэкчуринг рус». Деятельность бывших структур ВТБ он комментировать отказался. «Ведомости» направили вопросы в Минпромторг РФ.

Потребность в деньгах на втором этапе развития сооснователь «Электромобилей» Игорь Гирдин на презентации центра разработок компании 14 сентября оценил в 4 млрд руб. Потенциальных инвесторов Гирдин не назвал. Деньги потребуются на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), углубление локализации электродвигателя и силовой электроники транспортного средства.

Объем первого раунда инвестиций в проект составил 1 млрд руб., 300 млн руб. из которых Гирдин и его партнер Илья Рашкин вложили из собственных средств. На эти деньги ведется подготовка к запуску завода и началу выпуска серийных электромобилей. Сейчас компания «Электромобили мэнуфэкчуринг рус» стоит около 4 млрд руб., заявил Гирдин «Ведомостям», ссылаясь на оценку одного из несостоявшихся инвесторов.

Компания планировала запустить серийное производство своих электрофургонов на площадке технополиса «Москва» в сентябре 2022 г. и до конца года выпустить около 100 машин. Но санкции и последовавшие за ними обстоятельства (отклонение от плана по привлечению инвестиций и удлинение сроков поставок оборудования) вынудили стартап перенести начало массового выпуска на 2–2,5 месяца, сказал Гирдин на презентации. По его прогнозам, в этом году будет выпущено только 40–50 машин.

Среди основных претендентов на продукт стартапа – бизнесмен Александр Лебедев, структурам которого будет поставлено 250 машин (изначально планировалось 400. – «Ведомости»). В числе первых электрокары также получат крупные госкомпании, среди которых «Газпром нефть» и «Почта России», сказал Гирдин. По его словам, наблюдается интерес и со стороны лизинговых компаний, поскольку «Электромобили» являются держателем специнвестконтракта (СПИКа) и входят в программы поддержки Минпромторга. В частности, на электрофургон будет распространяться субсидия в размере до 925 000 руб. на первый взнос при покупке в кредит или в лизинг.

«Электромобили мэнуфэкчуринг рус» наравне с липецким «Моторинвестом» были единственными компаниями, кто подал заявки и подписал СПИКи с правительством и регионами на разработку и внедрение в производство электромобилей («Ведомости» писали об этом 18 января и 21 февраля 2022 г.). Тогда Гирдин оценивал стоимость электрокара в 3,5 млн руб.

С тех пор шасси УАЗа, которые «Электромобилям» поставляет «Соллерс авто» (владелец УАЗа. – «Ведомости»), подорожало с 1,2 млн до 2 млн руб., говорит он. Удорожание коснулось и других компонентов и теперь фургон стоит 4,5 млн руб., но поставляется вместе со стационарной зарядной станцией, пояснил Гирдин.

Электромобили российского производства на рынок массово пока не вышли. Некоторые дилеры начали принимать заказы на машины Evolute «Моторинвеста». Например, «Авилон» предлагает покупателям модели I-Joy, I-Pro и I-Van стоимостью 3–3,5 млн руб. На текущий момент эти модели – бэйдж-инжиниринг китайских электрокаров Dongfeng, но в перспективе производитель обещает наращивать локализацию. Старт продаж запланирован на сентябрь.

Кроме этого, первые 200 электромобилей в этом году должен выпустить московский автозавод «Москвич» (бывший «Renault Россия»). В этом случае, ​​вероятнее всего, за основу будут взяты электрокары китайской JAC. В 2023 г. выпуск электрокаров должен составить 10 000 шт., а в 2024 г. – удвоиться. В качестве альтернативы китайской продукции рассматривается платформа российского стартапа «Кама» («Ведомости» писали об этом 22 июля), но решений еще не принято.

4 млрд руб., или $66–67 млн по текущему курсу, – это очень крупная сумма для электромобильного стартапа, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его словам, на эти деньги можно установить сварочную линию, но, судя по планируемому объему выпуска, сейчас компании это не нужно. Если часть денег действительно пойдет на НИОКР по электронике в части полупроводников, печатных плат, блоков управления и электродвигателя, это будет существенным подспорьем для стартапа, считает эксперт.