Московский завод «Рено Россия» могут отдать под производство электромобилей

Возможные параметры окупаемости такого проекта пока непонятны
Renault была одной из первых иностранных автопромышленных компаний, инвестировавших в сборку машин в России
Renault была одной из первых иностранных автопромышленных компаний, инвестировавших в сборку машин в России / Максим Стулов / Ведомости

После того как московский завод Renault «Рено Россия» перейдет во владение города, власти могут передать его отечественному автопроизводителю для выпуска легковых электромобилей. О том, что такая возможность рассматривается, «Ведомостям» рассказал источник, знакомый с планами московских властей, и подтвердил другой источник, близкий к мэрии. Название компании-инвестора собеседники «Ведомостей» назвать отказались.

Сам проект по выпуску электромобилей еще не запущен, отмечает один из них. Но и завод «Рено Россия» пока не передан городу. «Ведомости» направили запросы представителю мэра Москвы Сергея Собянина и в Минпромторг России.

Впервые о том, что «Рено Россия» будет передан властям Москвы, журналистам рассказал министр промышленности и торговли Денис Мантуров 26 апреля. По его словам, Renault делает это из-за дефицита средств на поддержание работоспособности своих подразделений в России.

Тогда же министр сказал о планах французской компании продать свои почти 68% в «АвтоВАЗе» подведомственному Минпромторгу ФГУП НАМИ за символическую цену в 1 руб. Об этом ранее рассказывали и источники «Ведомостей». По их данным, сделка предполагает колл-опцион, который позволит Renault вернуть себе владение «АвтоВАЗом», после того как геополитическая обстановка станет спокойнее. Ожидается, что об этой сделке будет объявлено в ближайшее время.

Renault была одной из первых иностранных автопромышленных компаний, инвестировавших в сборку машин в России. Французский концерн открыл первый российский офис в Москве в начале 1990-х, а в июле 1998 г. подписал соглашение с правительством Москвы о создании СП «Автофрамос». В июле 2014 г. российское предприятие сменило название на «Рено Россия». Блокпакет в «АвтоВАЗе» альянс Renault-Nissan приобрел еще в 2008 г., затем доля альянса увеличилась. В 2017 г. Nissan продал свои акции Renault.

Производственная мощность московского предприятия Renault, расположенного на Волгоградском проспекте, составляет около 180 000 автомобилей в год. На заводе выпускают кроссоверы Renault Duster, Kaptur и Arkana, а также Nissan Terrano.

Пока в России нет ни одного предприятия, серийно выпускающего легковые электрокары. В феврале 2022 г., за несколько дней до начала специальной военной операции на Украине, Минпромторг одобрил заявки двух компаний на специальный инвестиционный контракт по таким проектам. Речь идет о липецком «Моторинвесте» и компании «Электромобили мэнуфэкчуринг рус» из Санкт-Петербурга. Первые собираются локализовать производство китайских электромобилей Sokon под собственным брендом, вторые – выпускать электрифицированную версию фургона УАЗ «Профи».

Компактный городской электромобиль планировал выпускать стартап «Кама», в который вложились гендиректор «Камаза» Сергей Когогин и совладелец этой компании Рубен Варданян. Собирался выпускать электрокары и калининградский «Автотор».

«Ведомости» направили запросы этим компаниям, а также Renault. С «Моторинвестом» связаться не удалось.

Самостоятельно спроектировать автомобиль – оснастку и формы штамповки кузовных деталей – в короткие сроки невозможно, отмечает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его подсчетам, в лучшем случае это занимает два года. Перспективы выпуска электромобилей в Москве выглядят весьма призрачно, отмечает он.

«Автофрамос» – большой и современный завод, он высоко автоматизирован, – продолжает Бургазлиев. – Не совсем понятно, как они (новые инвесторы. – «Ведомости») его загрузят, поскольку он не будет окупаться при производстве менее 50 000–70 000 автомобилей в месяц. Со временем этот завод, скорее всего, постигнет судьба «ЗиЛа» (производство автомобилей на этой площадке закрыто много лет назад. – «Ведомости»), потому что разговоры о необходимости такого производства в Москве ведутся достаточно давно».