Московский завод «Рено Россия» могут отдать под производство электромобилей
Возможные параметры окупаемости такого проекта пока непонятныПосле того как московский завод Renault «Рено Россия» перейдет во владение города, власти могут передать его отечественному автопроизводителю для выпуска легковых электромобилей. О том, что такая возможность рассматривается, «Ведомостям» рассказал источник, знакомый с планами московских властей, и подтвердил другой источник, близкий к мэрии. Название компании-инвестора собеседники «Ведомостей» назвать отказались.
Сам проект по выпуску электромобилей еще не запущен, отмечает один из них. Но и завод «Рено Россия» пока не передан городу. «Ведомости» направили запросы представителю мэра Москвы Сергея Собянина и в Минпромторг России.
Впервые о том, что «Рено Россия» будет передан властям Москвы, журналистам рассказал министр промышленности и торговли Денис Мантуров 26 апреля. По его словам, Renault делает это из-за дефицита средств на поддержание работоспособности своих подразделений в России.
Тогда же министр сказал о планах французской компании продать свои почти 68% в «АвтоВАЗе» подведомственному Минпромторгу ФГУП НАМИ за символическую цену в 1 руб. Об этом ранее рассказывали и источники «Ведомостей». По их данным, сделка предполагает колл-опцион, который позволит Renault вернуть себе владение «АвтоВАЗом», после того как геополитическая обстановка станет спокойнее. Ожидается, что об этой сделке будет объявлено в ближайшее время.
Renault была одной из первых иностранных автопромышленных компаний, инвестировавших в сборку машин в России. Французский концерн открыл первый российский офис в Москве в начале 1990-х, а в июле 1998 г. подписал соглашение с правительством Москвы о создании СП «Автофрамос». В июле 2014 г. российское предприятие сменило название на «Рено Россия». Блокпакет в «АвтоВАЗе» альянс Renault-Nissan приобрел еще в 2008 г., затем доля альянса увеличилась. В 2017 г. Nissan продал свои акции Renault.
Производственная мощность московского предприятия Renault, расположенного на Волгоградском проспекте, составляет около 180 000 автомобилей в год. На заводе выпускают кроссоверы Renault Duster, Kaptur и Arkana, а также Nissan Terrano.
Пока в России нет ни одного предприятия, серийно выпускающего легковые электрокары. В феврале 2022 г., за несколько дней до начала специальной военной операции на Украине, Минпромторг одобрил заявки двух компаний на специальный инвестиционный контракт по таким проектам. Речь идет о липецком «Моторинвесте» и компании «Электромобили мэнуфэкчуринг рус» из Санкт-Петербурга. Первые собираются локализовать производство китайских электромобилей Sokon под собственным брендом, вторые – выпускать электрифицированную версию фургона УАЗ «Профи».
Компактный городской электромобиль планировал выпускать стартап «Кама», в который вложились гендиректор «Камаза» Сергей Когогин и совладелец этой компании Рубен Варданян. Собирался выпускать электрокары и калининградский «Автотор».
«Ведомости» направили запросы этим компаниям, а также Renault. С «Моторинвестом» связаться не удалось.
Самостоятельно спроектировать автомобиль – оснастку и формы штамповки кузовных деталей – в короткие сроки невозможно, отмечает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его подсчетам, в лучшем случае это занимает два года. Перспективы выпуска электромобилей в Москве выглядят весьма призрачно, отмечает он.
«Автофрамос» – большой и современный завод, он высоко автоматизирован, – продолжает Бургазлиев. – Не совсем понятно, как они (новые инвесторы. – «Ведомости») его загрузят, поскольку он не будет окупаться при производстве менее 50 000–70 000 автомобилей в месяц. Со временем этот завод, скорее всего, постигнет судьба «ЗиЛа» (производство автомобилей на этой площадке закрыто много лет назад. – «Ведомости»), потому что разговоры о необходимости такого производства в Москве ведутся достаточно давно».