В России зафиксировали рекордное падение продаж новых смартфонов
По разным оценкам, показатель достиг минимума за последние 5–10 летО том, что продажи новых смартфонов во II квартале 2022 г. оказались минимальными за последние пять лет, «Ведомостям» рассказали в пресс-службе «Билайна». С такой оценкой согласился и представитель другого крупного мобильного оператора – Tele2.
Источник, близкий к одному из операторов, назвал квартальные продажи новых смартфонов «самыми низкими за десятилетие». В рублях же этот показатель, по его оценке, снизился «до уровня пандемийного 2020 года».
По данным собеседника издания, в 2022 г. в России было продано порядка 5,7 млн новых смартфонов и обычных сотовых телефонов на общую сумму 105 млрд руб. Эти показатели сопоставимы с данными «Билайна» и МТС. По оценкам этих операторов, с апреля по июнь в России было продано порядка 4,5 млн смартфонов на 103 млрд руб.
«По оценкам аналитиков МТС, продажи смартфонов в России во II квартале 2022 г. упали на 30% в штуках и рублях по отношению к аналогичному периоду прошлого года», – сообщил представитель оператора.
О снижении продаж новых смартфонов сообщили также представители других операторов. Так, в сети «Мегафона» продажи новых смартфонов в штуках сократились на 17% по отношению к показателям II квартала прошлого года, сообщил «Ведомостям» директор по продажам оператора Давид Борзилов. Финансовых показателей он не привел. В сети Tele2 фиксируют сокращение продаж новых смартфонов на 23% в штуках и на 12% в деньгах.
Как отмечают в Tele2, рекордно низкие показатели II квартала отчасти объясняются еще и сезонностью спроса, который в это время ниже, чем во втором полугодии. «В этом году на сезонность наложились и экономические факторы», – отметил представитель компании. Обвал продаж связан «со снижением спроса», в частности, на такие бренды, как Apple и Samsung, предполагает представитель «Билайна». При этом продажи смартфонов Xiaomi и Realme, напротив, растут по отношению к прошлому году, добавил он.
Россияне стали отдавать предпочтение китайским брендам смартфонов, подтверждает представитель «М.видео-Эльдорадо». «Две трети приобретенных россиянами устройств в апреле – июне – это смартфоны китайских брендов. Годом ранее этот показатель был на уровне 50%», – отметил он. Однако, по его словам, говорить о долгосрочных изменениях в трендах преждевременно. В пресс-службе другого крупного продавца смартфонов, «Связного», отказались от комментариев.
Мобильные операторы совокупно осуществляют «чуть менее 50%» всех продаж мобильных телефонов в стране, операторская розница превышает 15 000 салонов по всей стране, оценивает основатель агентства Telecom Daily Денис Кусков. МТС развивает порядка 5500 салонов, «Мегафон» – более 4500 точек, у «Билайна» 3100 магазинов, у Tele2 – 2800. Совокупно это гораздо больше, чем сети сторонних ритейлеров или же монобрендовых салонов, добавил он.
Сокращение спроса на смартфоны опрошенные «Ведомостями» аналитики связывают со снижением реальных доходов населения и подорожанием смартфонов. «Покупательная способность, геополитика, страх за будущее – все это не способствует покупке айфона более чем за 100 000 руб.», – констатирует руководитель агентства Content Review Сергей Половников. «Вместо покупки потребители предпочитают продлевать срок службы своих смартфонов», – добавляет Кусков. Помимо того, в магазинах, несмотря на параллельный импорт, сократился ассортимент продаваемых гаджетов, говорит он. Все это привело к росту рынка подержанных устройств, резюмирует Кусков, этот сегмент с начала года вырос как минимум на 50%.
Например, продажу подержанных или восстановленных смартфонов в июле запустила сеть «М.видео». В апреле это направление открыли у себя «Мегафон» и «Яндекс.Маркет», а с осени 2020 г. его развивает и «Связной».
Таким образом, показатели продаж, которые наблюдались в 2017–2021 гг., «когда ежегодно в стране продавалось по 28–30 млн смартфонов», достигнуты не будут, заключил эксперт. Однако пока что говорить о дефиците устройств преждевременно, так как сегодня в России можно купить «абсолютно любой смартфон», считает Половников. «Были бы деньги. А дефицит, напомню, это когда деньги есть, а товаров нет. Когда товары есть, а денег нет – это нищета», – заключил он.