Российский смартфон для военных остался без защиты от «Касперского»

Его разработчик «Аквариус» был вынужден заменить операционную систему на «Аврору»
Сотрудничество с «Аквариусом» продолжает разработчик ОС «Аврора»
Сотрудничество с «Аквариусом» продолжает разработчик ОС «Аврора»

«Лаборатория Касперского» более не является партнёром в проекте по созданию защищенного смартфона для военных, которым занималась совместно с отечественным разработчиком мобильных устройств «Аквариус». Об этом «Ведомостям» рассказал руководитель группы по развитию бизнеса в подразделении KasperskyOS Виктор Ивановский. Речь идет о смартфоне Aquarius NS M11, который позиционировался как устройство, ориентированное главным образом на военных и спецслужбы и был представлен в декабре 2021 г.

Смартфон (или, как его называла компания, карманный персональный компьютер – КПК) должен был работать на нескольких операционных системах, утверждалось в пресс-релизе «Аквариуса» о выпуске устройства. В том числе компания представила модель Aquarius NS M11 на операционной системе KasperskyOS, разработанной «Лабораторией Касперского». В середине декабря 2021 г. «Аквариус» представил смартфон и на другой отечественной ОС – «Аврора», разработкой которой сегодня занимается «Ростелеком», а также версию на ОС Android 9.0. Такой смартфон должен «обеспечивать защищенный доступ к информационным системам предприятия, поддерживать работу электронного документооборота с использованием электронной подписи и служить средой исполнения для прикладных приложений, помогающих решать рабочие задачи сотрудников компаний и учреждений», утверждается на сайте «Аквариуса».

Но разработка защищенного смартфона на базе KasperskyOS была закрыта. «Мы не сотрудничаем с группой «Аквариус», – сообщил «Ведомостям» Ивановский. Он добавил, что разработка и применение операционной сети в «Лаборатории Касперского» сейчас развивается в рамках исследовательского проекта «на профессиональных мобильных устройствах». «На данный момент приоритетный целевой сегмент для ее возможного применения – корпоративный и индустриальный сегменты бизнеса», – уточнил он.

В этой модели смартфона использовался процессор на архитектуре ARM, уточнил представитель «Аквариуса». KasperskyOS не работает на процессорах такой архитектуры, знает собеседник в одном из отечественных разработчиков мобильных устройств. В самой «Лаборатории Касперского» совместимость с ARM комментировать не стали. Но, выступая на выставке «Иннопром-2022», основатель компании Евгений Касперский пообещал, что уже в ближайшее время «операционка будет доступна для обычных граждан, в том числе и пользователей смартфонов». О точных сроках директор «Лаборатории» говорить не решился, «чтобы не сглазить и ненароком перенести дедлайн в 2–3 раза». Первоначально компания анонсировала ее выпуск еще в 2021 г.

В устройствах используется процессор MediaTek MT6765V/CA, рассказал «Ведомостям» источник, близкий к одному из дистрибуторов в РФ. Представитель «Аквариуса» отказался комментировать эту информацию.

«Мы продолжаем сотрудничать с различными российскими компаниями и искать разные точки для совместных проектов и синергии, в том числе с разработчиками ПО. В этом году планируется к выпуску новая модель КПК», – заявил «Ведомостям» президент «Аквариуса» Владимир Степанов, комментируя информацию о прекращении участия «Лаборатории Касперского» в проекте. По его словам, пока компания выпустила пилотные партии устройств, которые тестируются заказчиками, речь идет «о тысячах устройств», добавил он, не раскрыв точных цифр.

Сотрудничество с «Аквариусом» продолжает разработчик ОС «Аврора» компания «Открытая мобильная платформа», сообщил «Ведомостям» ее коммерческий директор Михаил Писарев. По его словам, работа по этому проекту ведется с апреля 2021 г.

«Мы видим растущий интерес со стороны наших заказчиков к проектам с КПК Aquarius NS M11», – отметил Писарев. Данных по произведенным на этой ОС аппаратам он не раскрыл, сославшись на коммерческую тайну. Помимо проекта по смартфону, разработчик «Авроры» и «Аквариус» совместно работали и над производством 260 000 планшетов для Всероссийской переписи населения в 2021 г., напомнил Писарев.

Сам по себе тренд на защищенные гаджеты в России отчасти связан с курсом государства на постепенный отказ от иностранного оборудования и софта, при этом защищенные устройства нужны, особенно для чиновников, отмечает независимый эксперт по информационной безопасности Алексей Лукацкий.

Для госструктур и военных такие устройства делать перспективно, соглашается технический директор АО «Синклит» Лука Сафонов. «Но это очень дорогое удовольствие, да и железо для такого рода задач мы пока не можем делать без привлечения зарубежных вендоров», – рассуждает он.

В обычной рознице сделать выводы о динамике спроса на «дополнительно защищенные устройства» сейчас не представляется возможным, отмечает представитель Tele2, «так как пока нет полноценных стандартов, позволяющих четко очертить данную категорию».

Попытки создать «защищенный смартфон» предпринимались в России множество раз за последние 15 лет. Но добиться широкого распространения такого гаджета пока никому не удалось, добавляет Лукацкий. Для того чтобы добиться абсолютной защищенности данных, им нельзя пользоваться в каких-либо личных целях, поэтому те, кого обязывают его использовать в рабочих процессах, вынуждены носить с собой еще и личный смартфон, поэтому через некоторое время они перестают использовать «защищенный», пояснил он.

«Непосредственно в том, чтобы создать «защищенный смартфон», нет какой-либо проблемы как минимум на уровне ПО, [можно] использовать для этого, например, «Аврору» и какой-либо китайский no-name аппарат», – продолжает Лукацкий. Такие смартфоны позволяют защититься от перехвата трафика или же от подключения с целью прослушки, но только в случае, если информация будет передаваться с одного такого смартфона на другой в рамках изолированной системы, поясняет эксперт. Но при интернет-серфинге будут использоваться те же средства криптографии, которые используют все остальные смартфоны. Прослушку же как таковую сегодня технически проще организовать при помощи высокочувствительного микрофона, направленного на говорящего по телефону, а не с помощью непосредственного подключения, резюмировал эксперт.

Текст вреза