У «Ростеха» возникли трудности со смартфоном AYYA T2
После отказа Тайваня от работы с русскими возникли проблемы с процессорамиО том, что у «Ростеха» возникли трудности с разработкой смартфона на отечественном процессоре, «Ведомостям» рассказал источник, близкий к госкорпорации, и подтвердил собеседник, близкий к одному из российских разработчиков электроники.
По информации собеседников, проблема связана в первую очередь с тем, что процессоры «Скиф» для смартфона производились на тайваньской фабрике TSMC. Эта компания после начала СВО России на Украине прекратила сотрудничество с российскими партнерами. Помимо того, у разработчика возникли проблемы с адаптацией «Скифов» от НПЦ «Элвис»: перегрев процессоров во время работы смартфона осложнил дальнейшую работу по проекту, поясняют источники.
Представитель «Ростеха» технические сложности проекта не подтверждает. «Испытания нового трастфона AYYA T2 на отечественном процессоре идут в штатном режиме», – уверяет он. На вопрос о сроках выхода AYYA T2 собеседник не ответил.
Гендиректор «Элвиса» Антон Семилетов не стал отвечать на вопросы «Ведомостей». Директор по маркетингу НПЦ Андрей Пименов в течение дня не ответил на звонки и запрос «Ведомостей».
Смартфон AYYA Т1 «Ростех» представил в конце 2021 г. Он позиционировался как смартфон с повышенным уровнем защиты информации, возможностью механического отключения камеры и микрофона. На старте продаж смартфон работал на процессоре тайваньской MediaTek Helio P70 (производится на TSMC), писал тогда «Коммерсантъ». В дальнейшем гаджет предполагалось перевести на отечественный «Скиф» концерна «Элвис». Стороны тогда начали процесс перевода гаджета на отечественные разработки, отмечала газета. В апреле 2022 г. «Ростех» анонсировал появление до конца года второй версии гаджета, но не сообщил, на каком процессоре.
Процессоры «Скиф» изначально разрабатывались для планшетов, а не смартфонов, обращает внимание исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники Иван Покровский. «Я вполне допускаю, что его можно приспособить и для смартфона, но насколько это целевое назначение, судить не возьмусь», – отметил эксперт. По словам Покровского, разработки такого рода обычно находят себе применение «только в госструктурах или в госкомпаниях с высокими требованиями по информационной безопасности».
«Смартфон AYYA можно назвать нишевым. Он ориентирован на аудиторию пользователей, которые заботятся о сохранности персональных данных, либо на корпоративный сектор, где важна защита информации», – добавляет представитель «М.видео-Эльдорадо» (с 2021 г. продает AYYA T1). Он сообщил о росте интереса к гаджету в конце февраля и начале марта на фоне нестабильной ситуации с поставками импорта и приостановки некоторыми брендами работы на российском рынке.
«В общей сложности за эти два месяца относительно ноября – декабря 2021 г. спрос вырос примерно в 5 раз. Далее интерес потребителей стабилизировался и находится немного выше средних показателей прошлого года», – добавил он, отказавшись дать данные о продажах в абсолютных цифрах. Источник в одном из российских ритейлеров утверждает, что продажи этого гаджета не превышают нескольких десятков в месяц. «В нашей розничной сети были представлены AYYA T1 от «Ростеха». Мы уже реализовали всю партию товара и пока не планируем новую закупку», – отметил директор по продажам «Мегафона» Давид Борзилов. Он также не раскрыл объемов продаж.
«Это устройства крайне узкого сегмента, причем скорее корпоративного. Наша розница в части товара ориентирована на массового потребителя», – отметил представитель Tele2. В розничной сети МТС такой телефон не продается и не продавался, сообщил представитель оператора. Но в целом в МТС видят «стабильно высокий» спрос на защищенные гаджеты. «За первое полугодие 2022 г. количество проданных защищенных телефонов увеличилось на 10%», – отметил он. В пресс-службе «Билайна» от комментариев отказались.
«Это очень сложная ниша, и я далек от мысли, что этот проект может оказаться удачным c точки зрения коммерции», – говорит глава консорциума «Базис» Арсений Брыкин. «Зачем вообще делать этот смартфон – вкладывать в него деньги, не понимая конкурентных преимуществ и того, что получится?» – недоумевает он.