Кто придумал видеочат для Tinder
Как пандемия помогает совершенствоваться сервисам онлайн-знакомствШар Дубей стала гендиректором Match Group, в которую входят известные онлайн-сервисы знакомств Tinder, Match, OkCupid, Meetic, Hinge, 1 марта 2020 г. А через 11 дней Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила о пандемии COVID-19. Акционеры Match Group задались вопросом: как будут зарабатывать сайты знакомств в мире, где незнакомцы не должны приближаться друг к другу ближе чем на полтора метра? Как люди, познакомившись в интернете, будут продолжать отношения, когда кафе, кино и парки закрыты, а из дома можно выйти только за продуктами и в аптеку?
Дубей не стала спешить с ответом. Прежде всего она запросила статистику по всем онлайн-сервисам группы, особенно в Азии, которую коронавирус поразил первой. Цифры оказались неожиданными, рассказывала Дубей в интервью журналу Wired. В начале марта активность пользователей снизилась. Но затем стала расти и к концу марта была уже выше, чем обычно. Например, пользователи Tinder 29 марта установили рекорд: более 3 млрд раз люди отметили, что им понравилась анкета (иными словами, свайпнули вправо, т. е. смахнули анкету вправо; если смахнуть ее влево – это значит «не понравилось»). С тех пор этот рекорд был побит не один десяток раз. Количество платных подписок в сервисах группы выросло в прошлом году на 15% по сравнению с 2019 г.
О том же рассказывал BBC гендиректор Tinder Джим Ланцоне: среднее количество сообщений, отправляемое одним пользователем в день, в 2020 г. выросло на 19% по сравнению с доковидным годом, а разговоры длились на 32% дольше.
Конечно, свидания в пандемию порой выглядели странно. Журнал Texas Monthly приводит рассказ 38-летней женщины, познакомившейся с мужчиной в OkCupid. Тот взял веревку, на концы ее прикрепил изображения персонажей из мультфильмов. Каждый держал свой конец веревки в руках, и, если ее середина начинала волочиться по земле, это значило, что дистанция стала меньше рекомендованной ВОЗ. «Это было мило и креативно, но прохожие смотрели на нас с удивлением», – говорит она.
Как женятся в Индии
50-летняя Шармиштха Дубей (это ее полное имя) замужем уже три десятка лет и ни разу не пользовалась сайтами знакомств по прямому назначению. Она родилась в индийском городе Джамшедпур, промышленном центре с развитой сталелитейной промышленностью. Почти все браки там устраивались родственниками по договоренности, рассказывала она Wired. Именно родные познакомили ее собственных родителей, так же поженились ее дяди, тети, двоюродные братья и сестры. Отличие семьи Дубей от многих других было разве что в том, что они искали пару для детей сами, не прибегая к помощи профессиональных свах.
В 18 лет Дубей поступила в Индийский институт технологии. «Родственники отговаривали моих родителей. Мол, теперь на вашей дочери никто не женится – кому нужна умная жена?» – вспоминает Дубей. Но отец, сам доктор наук, убеждал ее получить диплом до того, как выйти замуж, и пресекал все разговоры о поклонниках.
«Я училась в Индийском институте технологии в конце 1980-х – начале 1990-х и была единственной девушкой на потоке <...> среди 80–100 парней, – рассказывала Дубей интернет-изданию Dallas Innovates. – Это было непросто. В здании, где шли занятия, не было женского туалета. Каждый раз мне приходилось бежать полторы мили до общежития». Никто не хотел сидеть рядом с девчонкой, опасаясь насмешек однокурсников. Студент, которому выпало быть напарником Дубей по лабораторным работам, попросту не приходил на эти занятия. Дубей стала подумывать, не бросить ли учебу. «Но девушка, которая училась на два курса старше меня, сказала: «Если уйдешь из вуза, то единственным, кто от этого проиграет, будешь ты. Так что мучайся дальше». В 1993 г. Дубей получила диплом.
Дубей мечтала поступить в аспирантуру в США, но у семьи не было на это средств. Чтобы накопить денег, она пошла работать на завод в родном Джамшедпуре и в конце концов с $800 в кармане в 1994 г. приехала в Америку. В Университете Огайо она тоже была единственной женщиной на аспирантской программе для инженеров. Но это ее не беспокоило – здесь все относились к ней нормально, рассказывала Дубей Dallas Innovates. Даже больше: как единственной женщине ей было проще выделиться на общем фоне, а ее достижения привлекали больше внимания преподавателей и сокурсников.
Еще на заводе в Джамшедпуре Дубей познакомилась с инженером по имени Партха Рагхунатан и, как она признавалась Wired, «безумно влюбилась в него». А когда училась в США, узнала от общего друга, что Рагхунатан тоже уехал учиться в Америку, но во Флориду. Они часами разговаривали по телефону. Однажды, потратив почти всю стипендию на оплату междугородних переговоров, она поняла, что «всё серьезно».
Дубей скрывала свой роман от родственников, которые тем временем находили для нее все новых женихов из индийской диаспоры в США. Из вежливости она даже встречалась с некоторыми из них. То же самое происходило и с Рагхунатаном. «В мире [наших родных] браки по любви случались только в кино», – говорила Дубей Wired. В конце концов они с Рагхунатаном решили пожениться и поставили всех перед фактом. Невиданное для Индии дело: родители невесты познакомились с женихом только за два дня до свадьбы. На церемонии почти не было гостей.
Никто из родных не верил, что брак продлится долго, и потому не хотели афишировать свадьбу.
285 вопросов для любви
Окончив аспирантуру, Дубей нашла работу в аэрокосмической компании в Филадельфии (Пенсильвания). Она стала первой женщиной-инженером и первым сотрудником родом не из США в истории компании. «Представьте: женщина, да еще только что окончившая университет, приходит и учит вас, как делать вашу работу. Это был один из самых сложных моментов в моей карьере», – вспоминала Дубей на страницах Dallas Innovates. И по сей день, добравшись до поста руководителя компании стоимостью больше $37 млрд, она считает самым большим достижением в карьере авторитет, которого она добилась-таки на своей первой работе.
В 1998 г. Дубей отправилась в Даллас, чтобы работать с мужем в одной компании – Texas Instruments. В том же году оба перешли в i2 Technologies, где Дубей сделала карьеру от продакт-менеджера до директора по маркетингу. На последней должности она сменила Мэнди Гинзберг, которая перешла в сервис онлайн-знакомств – стартап Chemistry, входящий в группу Match Group. Когда в 2006 г. Chemistry понадобился продакт-менеджер, Гинзберг попыталась уговорить Дубей. Не с первого раза, но ей это удалось. «Это стало началом замечательной дружбы, которой уже много лет. Мы хорошо сработались, у нас было очень и очень продуктивное деловое партнерство», – говорила Дубей Dallas Innovates. В конце концов Гинзберг стала гендиректором Match Group, а в марте 2020 г. Дубей сменила ее на этом посту.
Сайт знакомств Match.com начал работать в 1993 г. и быстро стал главным продуктом стартапа, основанного инженером Гэри Кременом и предпринимателем Пэн Цин Онгом. Что идея обречена на успех, Кремен понял, когда его девушка бросила его ради парня, с которым познакомилась на Match.com.
Потом сайт был продан и в конце концов попал к холдингу IAC, который стал скупать похожие проекты – OkCupid, Hinge и OurTime и др., собрав в итоге онлайн-сервисы знакомств на самый разный вкус и объединив их в группу Match Group.
Еще в 1960-х гг. в Англии и Швейцарии появились компьютеризированные брачные агентства, пишет Wired. Затем они добрались до США. За несколько долларов вы могли заполнить анкету с десятками вопросов о себе и идеальном партнере, после чего компьютер выдавал список кандидатов.
Что касается онлайн-сервисов знакомств, то поначалу они предлагали пользователям самостоятельно просеивать сотни анкет, к которым те просто получали доступ. Но в 2000 г. появился сайт eHarmony, который предлагал ответить на 285 вопросов, после чего показывал анкеты только тех, кто казался машинному разуму подходящей парой. Стартап Chemistry был задуман как конкурент eHarmony и работал по той же схеме. Одной из задач Дубей было запустить личностный тест. Его разработала Хелен Фишер, биологический антрополог из Университета Рутгерса, которая считала, что люди делятся на четыре основных психологических типа. Среди прочего клиентам Chemistry предлагали вычислить разницу между длиной безымянного и указательного пальцев – это якобы определяло некоторые свойства личности. Эффективность подобных выкладок, мягко говоря, не совсем доказана. Но тесты оказались очень популярным продуктом, и количество пользователей на сайте стремительно росло.
Затем руководство попросило Дубей помимо Chemistry заняться развитием Match.com. Она наладила алгоритм, который давал клиентам рекомендации, какие анкеты посмотреть в первую очередь. Кроме того, каждый день на почту приходило письмо с пятью анкетами, которые могут заинтересовать пользователя, – они назывались Daily Five.
Как появился Tinder
История с анкетами слишком напоминала Дубей размещение резюме для приема на работу на LinkedIn, рассказывала она Wired. Она вспоминала, как часами болтала по телефону с будущим мужем и думала, как хорошо было бы еще и видеть друг друга. Так к ней пришла идея видеочатов.
В 2011 г. затея Дубей казалась утопией. Интернет в США был раз в 20 медленнее, чем сейчас. Пользователи могли входить в видеочат, играть в шарады и прочие игры, которые помогают разбить лед при первом знакомстве, и потом при желании поболтать. Связь была плохая, сервис часто тормозил и падал. В конце концов от идеи отказались. Но Дубей считала, что уловила запрос аудитории: «Если людям удавалось подключиться и была достаточная пропускная способность [канала связи], некоторые разговаривали по пять часов», – рассказывала она Wired.
Весной 2013 г. Дубей попросили заняться еще одним проектом IAC: улучшить сайт для преподавания онлайн Tutor.com. По январь 2016 г. Дубей экспериментировала с тем, какие технологии, наработанные сайтами знакомств, можно внедрить в учебный процесс. А когда вернулась в Match Group президентом по Северной Америке, у IAC появился новый актив – сайт знакомств Tinder.
Основанный в 2012 г. Tinder отличался от других проектов IAC тем, что был создан для мобильных телефонов. Проект был настолько многообещающим, что в 2017 г. Дубей откомандировали в Tinder на должность исполнительного директора, чтобы помочь влить сервис в Match Group (IAC как раз формально передала его на баланс группы). Дубей считается автором идеи премиальной подписки под названием Tinder Gold. Она позволяет пользователю увидеть, кому понравилась его анкета. До этого единственным способом понять, отметил ли кто-то вашу анкету, было самому поставить «нравится» и надеяться, что симпатия оказалась взаимной. Тогда появлялась возможность пообщаться в чате. Как пишет Wired, в следующем году эта и другие подписки Tinder составили половину выручки Match Group.
«Газета.ру» приводит комментарии аналитика «БКС Мир инвестиций» Дениса Буйволова: Tinder сейчас получает от продажи подписок на платные сервисы Tinder Plus и Tinder Gold основную долю дохода – 58%. «У Tinder мы прогнозируем увеличение выручки от платных сервисов с текущих $1,2 млрд до $3,5 млрд к концу 2026 г. за счет увеличения платных подписчиков», – сказал изданию эксперт.
Посмотрев на работу Дубей в Tinder, в январе 2018 г. акционеры сделали ее президентом Match Group. А в марте прошлого года, когда Гинзберг покинула пост гендиректора группы, чтобы заняться проблемами со здоровьем и восстановить дом, разрушенный торнадо, ей на смену пришла Дубей.
Что изменилось в пандемию
Под интервью Wired для Дубей создали аккаунт в Tinder, и она вышла с журналистом в видеочат. Дубей общалась из столовой своего дома, где она сейчас и работает большую часть времени в лосинах для занятий йогой. «В пандемию моя реальная жизнь стала унылой, как никогда прежде, зато виртуальная жизнь – намного интереснее», – призналась она. Планы снова запустить видеочат Match Group вынашивала еще до пандемии. Но опросы показывали, что только 6% пользователей готовы использовать эту возможность. А вот когда в апреле прошлого года локдаун запер людей по домам, их количество выросло до 70%. «Знакомство и флирт перейдут в онлайн», – немедленно предсказала Дубей в разговоре с Wired. А в интервью онлайн-изданию Global Dating Insights она добавляла: «Сервисы знакомств по-прежнему используются, чтобы познакомиться и поговорить. Но намерения становятся все более платоническими и не всегда предполагают встречу в реальной жизни». Молодежь все чаще удовлетворяется виртуальным общением, ей не нужен физический контакт, отмечает Forbes.
В онлайне сейчас есть все, что нужно для полноценного общения. Приложения для знакомств проводят онлайн-концерты и другие мероприятия, советуют разнообразные виды виртуального досуга – от экскурсий по музеям мира до идеи заказать одинаковый ужин с доставкой и устроить совместную трапезу по видеочату. В статье для онлайн-издания The Conversation несколько американских ученых приводят такие данные: 31% американских пользователей OkCupid нравится вместе проводить время в виртуальной реальности, 15% любят посмотреть фильм или телепередачу «вместе» – когда каждый сидит у себя дома и поддерживает связь по видеочату, а 25% предпочитают видеочат личным встречам.
Пандемия изменяет саму цель сайтов знакомств, пишет журнал Texas Monthly. Издание рассказывает историю женщины, которая обнаружила, что мужчин для свидания проще находить не с помощью свайпов, а ведя стриминги в канадском онлайн-сервисе знакомств Plenty of Fish. В итоге свидания отошли у нее на второй план, главным стала онлайн-тусовка с друзьями и заработки на виртуальных подарках, которые в этой сети можно конвертировать в реальные деньги.
Дубей в интервью Wired говорила о том же самом. Что люди будут входить в Tinder на несколько часов, чтобы спеть караоке или посмотреть концерт, а не листать анкеты желающих познакомиться. Недаром в феврале этого года Match Group купила за $1,7 млрд корейский стартап Hyperconnect, разрабатывающий технологии видеосвязи.
По данным аналитического сайта Business of Apps, в прошлом году выручка различных приложений для знакомств выросла на 22% до $3,08 млрд. Из них на долю сервисов Match Group пришлось $2,39 млрд – на 17% больше по сравнению с доковидным годом. В портфеле Match Group есть сайты знакомств для самых разных аудиторий – от разведенных людей до ЛГБТ. Она наращивает варианты – приложение Chispa задумано как сайт для знакомств латиноамериканцев, BLK – для чернокожих, а Upward – для молодых христиан.
Теперь для Дубей важно сохранить темпы развития, приданные пандемией. Пока ей это удается. Во II квартале этого года у Match Group доход от одного платного пользователя вырос на 10%, отчиталась компания. Выручка составила $707,8 млн (на 27% больше год от года), хотя аналитики Reuters предсказывали около $691 млн. В III квартале компания ожидает получить $790–805 млн.