Что предлагает онлайн-сервис знакомств Tinder в пандемию

И почему ему не хватает платных подписчиков
Гендиректор онлайн-сервиса знакомств Tinder Эли Сейдман
Гендиректор онлайн-сервиса знакомств Tinder Эли Сейдман / AFP Photo

Гендиректор Tinder Эли Сейдман говорит, что люди стали чаще пользоваться его онлайн-сервисом знакомств. Неудивительно – например, в Нидерландах власти официально посоветовали одиноким людям завести постоянного партнера на время карантина. А где удобнее его искать во время самоизоляции, если не в интернете? В воскресенье, 29 марта, Tinder зафиксировал рекордное количество свайпов за день – 3 млрд (свайп – это сделанная пользователем оценка анкет других пользователей «нравится – не нравится»).

Исследовательская компания BIRN сообщала некоторые данные по Европе со ссылкой на Tinder: в Италии Tinder наблюдал увеличение на 29% количества ежедневных сообщений, которыми обменивались активные пользователи во второй половине февраля и марте. В Германии рост за тот же период составил 33%, а во Франции – 23%. Выросла и продолжительность разговоров пользователей – например, в Италии на 28%, в Испании на 26%.

Казалось бы, такой интерес – повод для оптимизма. Но, как признался Сейдман BBC, прирост платных подписчиков не оправдывает ожиданий – люди стали экономить.

Со дня основания Tinder скачали более 340 млн раз, рассказывал Сейдман BBC в мае. Но 70% выручки ему приносит всего 6 млн пользователей, оформивших платную подписку. Из-за карантина у многих людей снизились доходы, а кто-то и вовсе лишился работы. В прошлом году выручка Tinder составила $1,15 млрд (отчет Match Group, в которую входит компания), что на 43% больше, чем в 2018 г., а количество платных подписчиков выросло за год на 36% до 6 млн. Выручка в I квартале выросла на 31% год к году, сообщала Tinder. Правда, это прибавление платных подписчиков замедлилось раньше, еще до пандемии: если в III квартале прибавилось 437 000 платных пользователей, то в четвертом – 200 000, а в I квартале этого года – 100 000, говорил Сейдман в интервью нескольким изданиям.

Зато по статистике подписок можно следить, какие штаты США и какие страны возвращаются к нормальной жизни, шутит Сейдман на страницах The New York Times: как только люди охотнее начинают платить за премиум-услуги, будьте уверены – сняли ограничения.

Восемь лет с Tinder

Tinder основали в 2012 г. молодые ребята, которые хотели облегчить знакомства для тех, кто живет в больших университетских кампусах. Сервис показывает фотографии и короткую информацию о тех, кто находится неподалеку от вас и не прочь сходить на свидание. Свайп влево (т. е. провести пальцем по экрану справа налево) означает, что этот человек вас не заинтересовал. Свайп вправо – вы не прочь к нему присмотреться. Свайп вверх – очень понравился. Если он тоже свайпнул вас вправо или вверх – ему можно написать сообщение.

Сейчас свайпы используются во многих программах. Но когда Tinder появился, они были диковинкой и принесли приложению мгновенную популярность – это гораздо проще и веселее, чем кликать на «понравился / не понравился».

В 2014 г. стало известно, что контрольный пакет Tinder принадлежит корпорации InterActiveCorp (IAC). В 2017 г. она передала этот актив своей «дочке» Match Group, и в том же году Сейдман возглавил Tinder.

Восемь лет назад Tinder и ему подобные сервисы использовались лишь для того, чтобы найти человека, согласного прийти на настоящее свидание. Встретившись, люди узнавали друг друга получше и решали, стоит ли продолжать встречи, рассказывал Сейдман The Verge, американскому сайту о компьютерной технике, гаджетах и стиле жизни. Фактически, объясняет он, интернет-сервисы выступали в роли друзей, которые знакомили вас с «клевым парнем» или «прикольной девчонкой». Или их можно сравнить с вопросом «Вы танцуете?» на дискотеке. Правда, пользоваться интернетом в те годы считалось не очень хорошим тоном: мол, нормальные люди знакомятся в реальной жизни.

Но сейчас идет второй этап развития бизнеса. Поколение Z (а большинству пользователей Tinder 18–25 лет) с младых ногтей привыкло жить в сети. Сейдман пошутил в разговоре с The Verge: «Мы называем открытие аккаунта в Tinder в 18 лет инициацией».

В интернете знакомятся чаще, чем где-либо еще, пишет Forbes. Завести разговор с кем-то в баре или найти кого-то с помощью друзей, родственников или на работе в наши дни многим кажется столь же архаичным, как воздержание до брака.

Гендиректор онлайн-сервиса знакомств Tinder Эли Сейдман
Молодежь все чаще использует сервис знакомств и как обычную социальную сеть, в которой можно найти интересного собеседника или хорошую компанию, а не только, чтобы подобрать пару. До классического свидания доходят не все. / Tinder
Гендиректор онлайн-сервиса знакомств Tinder Эли Сейдман
Евгений разумный / Ведомости

Более того, некоторые знакомства так и остаются в сети: молодежь пользуется Tinder как средством, чтобы найти интересного собеседника и поболтать, не доводя дело до «развиртуализации». Во время пандемии сервис сделал бесплатной опцию, позволяющую искать собеседников в других странах. Изначально эта услуга была рассчитана на тех, кто собирался в поездку за рубеж и хотел заранее найти там партнера для свидания. Но в условиях пандемии было понятно, что ни о какой встрече в реальности речи не идет.

Опция «поболтать с незнакомцем с другой стороны земного шара», кстати, не нова. Например, мессенджер TikTok можно настроить так, что при встряхивании он соединяет с пользователем из любой страны, который встряхнул телефон одновременно с вами.

«Происходит значительный культурный сдвиг, который мы уже давно видели в поколении Z, но он ускоряется из-за COVID-19, – цитирует Сейдмана медиакомпания CNA. – Изменения, которые должны были происходить за три, четыре, пять лет, происходят в течение трех, четырех, пяти месяцев».

Вся правда об отелях

Карьера 45-летнего Сейдмана тесно связана с IT и стартапами. Он окончил Университет Пенсильвании, поработал программистом, а в 2000 г. основал и возглавил свой первый стартап Epana, который занимался денежными переводами. В 2006 г. стал партнером инвестфонда Lime Rock Partners, а всего через год основал еще один стартап – Oyster – и стал его гендиректором.

Идея Oyster – создать честный путеводитель по отелям. Отретушированные фотографии с сайтов отелей можно было сравнить с реалистичными снимками, которые делали посланные Oyster фотографы. Они показывали и переполненные бассейны, и тесные номера. Стартап платил журналистам за максимально честные отзывы об отелях, в которых они описывали и привлекательные стороны, и недостатки. В базе данных Oyster скопилась информация примерно о 3000 отелей, которой интересовалось 1,5 млн посетителей ежемесячно.

Увы, Сейдману не удалось обеспечить бурный рост аудитории и придумать эффективный способ монетизации. Хотя в I квартале 2013 г. компании удалось получить выручку в $500 000, осенью того же года в стартапе прошли массовые увольнения. Полным ходом шли переговоры о его продаже – и покупатель нашелся. Неизвестно, сколько TripAdvisor заплатила за Oyster, но вряд ли много. В тот год TripAdvisor потратила на поглощения $34,8 млн, купив шесть стартапов, включая Oyster.

В 2014 г. Сейдмана пригласили возглавить финтех-стартап BillMo – мобильный кошелек в Мексике и Латинской Америке. В следующем году он стал директором по доходам в компании BorrowersFirst, занимавшейся выдачей потребительских кредитов. А в 2016 г. началась его карьера «главного по свиданиям» – сначала как гендиректора сервиса OkCupid, основанного еще в 2004 г. Его фишка – при регистрации требуется заполнить огромную анкету с самыми разными вопросами вплоть до любимых фильмов и деталей идеального свидания. На их основе алгоритм подбирает пару по интересам. А вот в Tinder, куда Сейдман перешел в 2017 г., такого нет. По большому счету приложение интересует только одно: нравится вам фото этого участника (проведите по экрану вправо) или нет (свайпните влево). Такая простота привлекательна для молодежи.

Под защитой

Сейдман пытается подогреть интерес к Tinder. В октябре прошлого года компания запустила сериал Swipe Night (в России он пока недоступен) с сериями по пять минут. Группа друзей в нем пытается спастись от апокалипсиса, который наступит через три часа. Пользователи Tinder определяют, как будет развиваться сюжет, с помощью свайпов, на каждое решение дается около семи секунд. Например, расскажет ли один из героев девушке друга, что тот ей изменил? Многие и не подозревали, что результаты голосования отражаются в профиле пользователя и доступны всем.

Swipe Night, по словам Сейдмана, вполне отвечает парадоксальному для сервиса свиданий запросу поколения Z. Молодежь предпочитает общаться, чтобы поближе познакомиться, не с глазу на глаз, а за каким-то совместным занятием – естественно, онлайн, рассказывал он The Verge. Сейдман называет это «совместным цифровым опытом». С другой стороны, отмечает он, в юности он часто поступал схожим образом: приводил избранницу в компанию друзей, вместо того чтобы встретиться наедине.

Целевые аудитории

OkCupid и Tinder входят в группу компаний Match Group, которая владеет еще несколькими сервисами знакомств. Бизнес группы начинался с сервиса Match. Hinge рассчитан на поиск серьезных отношений. OurTime – на американцев старше 50 лет. Plenty of Fish возник как полностью бесплатный для пользователей сервис, зарабатывающий на показе рекламы. Аудитория Meetic – европейцы, а Pairs – японцы, корейцы и тайваньцы. В прошлом году выручка Match Group составила $2 млрд, вклад Tinder – более половины.

Пандемия внесла свои коррективы. На прошлой неделе Tinder начал предоставлять услугу видеочата с глазу на глаз – правда, пока только в некоторых странах. Сейдман говорит, что рано или поздно сервис все равно сделал бы это: для поколения Z видеозвонки стали неотъемлемой частью общения. Но пришлось ускорить работу, когда люди оказались запертыми дома. Главная проблема – не написать код для видеозвонков, а продумать систему безопасности. Например, убрать возможность делать скриншоты во время разговора. Обезопасить разговор от посторонних важно для Сейдмана: он не хочет повторения скандалов с Zoom, в котором беседы прерывались хакерами или их потом выкладывали в сети, отмечает CNBC, ссылаясь на разговор с ним. Даже друг от друга собеседников надо защищать, уверен он: на случай, если на другом конце линии окажется мошенник или извращенец. Сейдман обещает, что за чатом будет следить искусственный интеллект, чтобы не допустить инцидентов. Особенно резкий всплеск интереса к Tinder идет среди слабого пола, поделился он наблюдениями с The Verge: «Женщины от 18 до 30 лет вносят большой вклад в рост аудитории».

Человек старой закалки

Сейдман руководит цифровой компанией, но предпочитает использовать для работы бумагу и ручку. Он вообще любит старые добрые вещи. Уже полтора десятка лет он носит часы IWC Big Pilot. В гараже у него стоят Toyota FJ60 Land Cruiser и Mercedes 300 TD 1980-х гг., которые он любит за двигатели-миллионники.

Просыпается Сейдман без будильника между 4.30 и 5.15. Идет в спортзал, потом в бассейн, затем пьет кофе и едет на работу. В это время и жена, и дети – шести и семи лет – еще спят. Поэтому график у Сейдмана выстроен так, чтобы встретиться с семьей за ужином. «Детей укладываем спать пораньше и наверстываем с женой упущенное за каберне, – рассказывал он журналу Fast Company. – Хоть моя мама и родилась в Египте, но она француженка и выросла во Франции, поэтому моя любовь к вину имеет глубокие корни».

Сам он человек старой закалки и так и не привык к онлайн-общению. «Не могу дождаться, когда мы с женой сможем ходить в рестораны и бары и развлекаться в физическом мире», – пожаловался он The Verge.-