Продажи электросамокатов в России за год выросли втрое

С начала года в РФ для розницы поставлено 320 000 электросамокатов
Попробовавшие арендованный самокат пользователи зачастую стремятся приобрести аналогичный
Попробовавшие арендованный самокат пользователи зачастую стремятся приобрести аналогичный / Евгений Разумный / Ведомости

Продажи электросамокатов в России за год выросли в разы, рассказывают «Ведомостям» представители розничных сетей и маркетплейсов. По данным «AliExpress Россия», за последние полгода спрос на эти средства индивидуальной мобильности (СИМ) вырос в 6 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доля продаж электросамокатов составила примерно 90% среди оборота всего электротранспорта, представленного на площадке, сообщили в пресс-службе маркетплейса.

По данным Mobile Research Group, за неполное первое полугодие в Россию для розничных продаж было поставлено около 320 000 электросамокатов против примерно 100 000 годом ранее – поставки увеличились более чем в 3 раза, отмечает ведущий аналитик компании Эльдар Муртазин: «Количество продавцов самокатов растет – расширился круг магазинов федеральных и региональных торговых сетей, в которых они продаются, ими торгуют салоны сотовой связи, которых в России тысячи, торговые точки на рынках, ранее специализировавшиеся на другой продукции, гипермаркеты и многие другие».

В «М.видео-Эльдорадо» с начала года было продано на 80% больше самокатов, причем они практически вытеснили из продажи другие виды микромобильного транспорта – гироскутеры и велосипеды, утверждает представитель ритейлера: «В первой половине этого года на самокаты пришлось 90% продаж электротранспорта в натуральном выражении, годом ранее – 64%».

А на «Озоне» продажи электросамокатов за неполное первое полугодие выросли и вовсе в 6 раз, сообщил его представитель: «При этом тратить на них покупатели стали больше – средний чек на эти гаджеты составляет 22 000 руб. против 19 000 руб. годом ранее».

Электросамокаты стали по-настоящему модными устройствами, отмечает представитель «М.видео-Эльдорадо»: «Во многом это происходит за счет расширения их модельного ряда – на рынке представлены устройства на любой вкус и кошелек.

Можно выбрать, к примеру, между компактным самокатом, который укладывается в багажник, и крупным, тяжелым транспортным средством, на котором долго можно передвигаться без подзарядки». Собеседник «Ведомостей» подчеркнул, что интерес к самокатам интенсивно разогревают сервисы кикшеринга, масштаб деятельности которых стремительно растет: «Прокат самокатов теперь доступен не только в центре больших городов – точки, где можно их взять в аренду, появляются на окраинах, в небольших населенных пунктах, на курортах. Попробовавшие арендованный самокат пользователи зачастую стремятся приобрести аналогичный».

«В начале 2020 г. в России сдавалось в аренду не больше 10 000 самокатов, а к концу года уже около 30 000. По состоянию на середину весны 2021 г. на всех операторов приходится уже около 85 000 самокатов. С учетом планов по росту всех операторов в этом году их общее количество может перевалить за 100 000», – подсчитывал ранее издатель проекта truesharing.ru Юрий Николаев.

Рост рынка электросамокатов обеспечивает развитие бизнеса курьерских служб – удобство перемещения на них по городу одними из первых оценили пешие курьеры, отмечает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков: «Эти устройства востребованы у тех, кто не хочет в пандемию пользоваться общественным транспортом и поэтому использует микромобильные транспортные средства. И конечно же, на их популярности сказывается дефицит развлечений – возможности отправиться в путешествие сократились до предела, многие боятся ходить на концерты и в кино. Прогулки на самокате дают какие-то новые эмоции, компенсируя их дефицит».

На дальнейшем росте рынка самокатов может сказаться регуляторика: в начале лета российские чиновники ввели первые ограничения на использование электросамокатов. Пока речь идет только о прокатных устройствах. Администрация Петербурга в начале июня договорилась с операторами кикшеринговых сервисов об ограничении максимальной скорости движения 20 км/ч (при этом в людных местах и на тротуарах – до 10 км/ч, но после окончания матчей чемпионата Европы по футболу – 15 км/ч). В некоторых городах Подмосковья предельная скорость уже ограничена 20 км/ч, обсуждается ограничение скорости до 15 км/ч на центральных улицах Москвы и в парках.

Поправки в ПДД, регулирующие права и обязанности пользователей СИМ, были разработаны Минтрансом еще в 2019 г., но пока они не приняты, напоминает управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин: «Когда в федеральной законодательной базе возникает брешь из-за отставания от технического прогресса, эту брешь стремятся заполнить законодатели уровня субъектов Федерации и муниципалитетов. Поэтому где-то к средствам индивидуальной мобильности относятся только аппараты, оснащенные двигателями, где-то еще и роликовые коньки, скейты и самокаты «на мускульной тяге», где-то есть ограничения по передвижению по проезжей части и по тротуарам, где-то их нет вообще». Появление унифицированных правил на федеральном уровне будет способствовать развитию рынка кикшеринга и продаж СИМ в розницу, уверен Федюкин: «И собственники этих средств, и участники рынка краткосрочной аренды получат вместе с правилами и законами гарантии того, что в какой-то момент региональные власти просто не заблокируют их использование».

По данным МВД, в 2020 г. в России было зарегистрировано 331 ДТП с СИМ, что на 180% больше, чем годом ранее. В них погибло шесть человек и ранено 347.

В Европе уже действуют правила, ограничивающие эксплуатацию электросамокатов. Например, в Великобритании на них до середины прошлого года было запрещено перемещаться по дорогам, тротуарам и велодорожкам. В июле 2020 г. в порядке эксперимента разрешено их движение по дорогам и велодорожкам – пользователь должен быть старше 16 лет и иметь права на вождение автомобиля, мотоцикла или мопеда. В Германии скорость электросамокатов ограничена 20 км/ч, а минимальный возраст водителя – 14 лет.