Петербург ограничит движение прокатных электросамокатов
Правил для личных средств мобильности в стране по-прежнему нетВласти Санкт-Петербурга вечером 9 июня договорились с сервисами аренды электросамокатов (кикшеринг — «Ведомости») о введении ограничений на их работу. «Ведомости» ознакомились с новыми правилами использования средств индивидуальной мобильности (СИМ), к которым относятся и электросамокаты, на территории города. Подлинность документа подтвердил участник совещания.
Основная новация: ограничение скорости движения до 20 км/ч, и до 10 км/ч — при поездках по тротуарам и местам скопления людей (максимальная скорость самых продвинутых моделей — до 100 км/ч). После 12 июля, когда в Петербурге завершится проведение матчей чемпионата Европы по футболу, по тротуарам можно будет ездить со скоростью 15 км/ч. Самокаты не будут использовать на отдельных, наиболее многолюдных улицах города, — например, на Невском (но только до 12 июля), Малой Морской улице, на Дворцовой и Сенатской площадях, их нельзя будет оставлять возле остановок общественного транспорта, входов в метро и на газонах. Ограничения касаются сервисов кикшеринга, механизм регулирования движения личных электросамокатов остается неясным, сообщил «Ведомостям» представитель комитета по транспорту правительства Петербурга.
За первые восемь дней июня в столкновениях с электросамокатами в Петербурге серьезно пострадали уже пять детей, подсчитал «Интерфакс». Следственный комитет завел несколько уголовных дел о причинении вреда здоровью по неосторожности и за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. В офисах и на складах компаний-операторов с 3 июня проводились обыски и изъятия документов, сообщили в пресс-службе СК. Следователи посетили офисы как минимум четырех сервисов — Urent, Eleven, Mangoo и Busyfly. 9 июня на фоне новых обысков сервисы вынуждены были прекратить работу на весь день, подтвердили «Ведомостям» в одном из сервисов. «Провели проверки СК, логика была такая — “мы всех закроем, а потом сядем за стол переговоров”. Сервисы сами по своей инициативе закрыться не могут, они вложили деньги в развитие этих проектов. Их вынудили — опечатали склады, стали проверять отчетности», — сказал «Ведомостям» издатель тематического проекта truesharing.ru Юрий Николаев.
Всего по данным МВД, в 2020 г. в России было зарегистрировано 331 ДТП со средствами индивидуальной мобильности, что на 180% больше, чем годом ранее. В них погибло 6 человек и ранено 347.
А как там?
Во многих странах в отношении электрических самокатов действуют довольно строгие ограничения. Так, в Великобритании запрещено перемещаться на личном электросамокате по дорогам, тротуарам и велосипедным дорожкам, то есть практически везде. Исключение — частная земля. В январе 2020 г. BBC сообщало, что лондонская полиция призывала людей, получивших электросамокаты в подарок, вернуть их обратно в магазины. С июля 2020 г. в стране начался годовой эксперимент по прокату самокатов: можно ездить по дорогам и велосипедным дорожкам, но только с 16 лет и с водительским удостоверением на право управления автомобилем, мотоциклом или мопедом. В Германии для пользователей электросамокатов максимальная скорость ограничена 20 км/ч, а минимальный возраст — 14 лет. Водительское удостоверение и шлем не требуются.
Единых правил для движения электросамокатов в России сейчас нет. Но координатор движения «Общество Синих Ведерок» Петр Шкуматов уверен, что они будут введены: «Я полагаю, будут установлены единые федеральные правила для электросамокатов, а также ответственность их пользователей за нарушение этих правил. Тогда ситуация станет поспокойнее. Возможно, будет введена и необходимость страхования гражданской ответственности — как минимум, для управления мощным самокатом. Скорее всего введут ограничение скорости в 15 км/ч, ограничение по массе не более 25 кг, и запретные зоны, где нельзя будет ездить на них», — предполагает эксперт. По словам Шкуматова, российские города повторят путь крупнейших зарубежных мегаполисов, которые прошли этот этап развития сервисов индивидуальной мобильности 1-3 года назад.
Разработать свод правил для СИМ федеральные власти пытаются с 2019 г. Последнее предложение Минтранса заключается в ограничении скорости всех средств мобильности с электродвигателем — туда входят электросамокаты, гироскутеры, моноколеса — до 20 км/ч в пешеходных зонах и запрете на использование электросамокатов тяжелее 35 кг на тротуарах, передал ТАСС со слов замглавы департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Владимира Луговенко 8 июня.
Парк операторов кикшеринга в России насчитывает до 80 тыс. электросамокатов, из них около 50 тыс. приходится на двух основных игроков — сервисы Woosh и Urent. В Москве и Петербурге представлено примерно по 12 тыс. арендных электросамокатов, говорит Юрий Николаев из проекта truesharing.ru. Спрогнозировать потери операторов от нововведений в Петербурге сейчас сложно, отмечает он. «Как только пользователь поймет, что он будет ехать медленнее, и платить за это больше, то он скорее всего откажется от этой поездки», — говорит Николаев, отмечая, что такая логика работает только для тех, спешит по делам, а не просто катается - доля таких поездок в общем объеме аренды неизвестна. Сооснователь компании Urent Андрей Азаров согласен с тем, что ограничения снижают привлекательность его сервиса: «Вопрос — на сколько это будет удобно пользователям. Есть риск, что люди просто начнут покупать личные электросамокаты, так как там пока нет таких ограничений», — рассуждает он.