В России выросла популярность мессенджеров

Быстрее других растет Telegram
Удаленная работа способствует большему использованию мессенджеров, так как они позволяют наладить более эффективное групповое общение
Удаленная работа способствует большему использованию мессенджеров, так как они позволяют наладить более эффективное групповое общение / Андрей Гордеев / Ведомости

Мессенджеры – самые популярные приложения для смартфонов, следует из исследования «Медиапотребление в России – 2020», проведенного Deloitte (на втором месте социальные сети, на третьем – приложения банков). При этом осенью этого года 42% респондентов рассказали Deloitte, что стали пользоваться мессенджерами чаще, чем годом ранее.

Deloitte проводила опрос в 200 населенных пунктах в 8 регионах России, в нем приняли участие 1600 человек. В среднем на телефоне россиянина установлено 4 мессенджера, этот показатель не изменился с прошлого года, отмечают в Deloitte. Самый распространенный – WhatsApp, он установлен у 88% респондентов, дальше следуют Viber (62%), Skype (52%) и Telegram (50%). При этом проникновение Telegram за год выросло на 10 п. п., а Skype – снизилось на 1 п. п. Следующие места в списке установленных мессенджеров занимают Facebook Messenger, Google Hangouts, Snapchat и др.

WhatsApp остается и самым популярным мессенджером: индекс его использования (соотношение общего числа установок и активных пользователей) – 84%. За ним с большим отрывом следуют Viber (55%) и Telegram (41%). Год назад индекс использования WhatsApp составлял 74%, Viber – 47%, а Telegram – 23%.

Удаленная работа способствует большему использованию мессенджеров, так как они позволяют наладить более эффективное групповое общение, объясняет партнер и руководитель группы по работе с технологическими и медийными компаниями Deloitte в СНГ Антон Шульга. Объем голосового трафика в сетях сотовой связи за время пандемии тоже вырос, и причиной тому также антивирусные ограничения 2020 г.

За первые два квартала 2020 г. российские сотовые абоненты, по данным Минцифры, проговорили 231,7 млрд минут – это на 12 млрд минут больше показателей аналогичного периода прошлого года.

В 2020 г. мессенджеры заменили живое общение: они перестали быть средством только для личных коммуникаций и стали полноценным рабочим инструментом, рассуждает гендиректор «ТМТ-консалтинга» Константин Анкилов. С окончанием самоизоляции эта тенденция пойдет на спад, однако привычка использовать мессенджеры для решения рабочих вопросов сохранится, полагает он.

Другая тенденция, которую отметили аналитики Deloitte, – это рост потребления видеоконтента с ноутбуков и стационарных компьютеров (63% респондентов в 2020 г. в сравнении с 45% годом ранее). Шульга объясняет это тем, что люди стали меньше времени проводить в транспорте, где видео удобнее смотреть на смартфоне.

С наступлением осени наблюдается рост нагрузки на фиксированные сети: потребление интернет-трафика в середине октября было почти на 20% выше, чем в середине августа, говорит представитель пресс-службы «Вымпелкома». Среди причин этого роста увеличившийся спрос россиян на видеоконтент, который можно смотреть из дома.

МТС также отмечает в своей фиксированной сети в Москве и рост трафика, и число зарегистрированных устройств, рассказал представитель оператора. Так, в период самоизоляции рост фиксированного трафика составил в среднем 30%, а число компьютеров и ноутбуков, подключенных к домашнему интернету, выросло в два с лишним раза, уточнил он.