В России сокращаются продажи смартфонов в кредит
Покупатели тратят на них сэкономленные во время пандемии COVID-19 средстваДоступные кредиты и программы рассрочки в последние годы были драйверами роста продаж смартфонов в России – об этом неоднократно говорили представители розничных сетей. Но в этом году ситуация изменилась – люди предпочитают покупать гаджеты на собственные средства, рассказали «Ведомостям» сотрудники нескольких электронных ритейлеров.
За первые девять месяцев 2020 г. в кредит в России было куплено 38% смартфонов, рассказывает представитель МТС Алексей Меркутов. По подсчетам оператора, годом ранее на заемные средства покупался каждый второй смартфон. В целом продажи смартфонов на российском рынке в январе – сентябре увеличились на 5% в натуральном и 11% в денежном выражении, посчитала МТС. Россияне приобрели около 22,5 млн аппаратов на сумму более 380 млрд руб.
Наибольший прирост продемонстрировали продажи смартфонов стоимостью от 10 000 до 30 000 руб. (+11% в штуках и деньгах) и более 50 000 руб. (+41% в штуках и +48% в деньгах), говорит представитель «М.видео-Эльдорадо» Валерия Андреева. Потребители все чаще тратят деньги на более производительные и функциональные устройства, которые будут актуальны еще 2–3 года, объясняет Андреева.
Число тех, кто покупает смартфоны в кредит, действительно сократилось, согласны представители «Билайна» и «Мегафона». Представитель «Билайна» подтверждает позитивную динамику продаж этих устройств и связывает ее с желанием пользователей сменить устаревшую модель на новую, более «прокачанную». По словам гендиректора «Мегафон ритейла» Андрея Левыкина, за девять месяцев этого года покупки в кредит и рассрочку в розничной сети оператора сократились на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как пояснил Левыкин, это связано с тем, что покупатели начали «более рационально» подходить к покупке смартфона. В рознице «Мегафона» продажи в штуках за год выросли на 2%, а в деньгах – на 4%: рост в денежном выражении обусловлен увеличением спроса на устройства верхнего ценового диапазона дороже 40 000 руб., добавляет Левыкин.
При этом продажи в кредит сократились не везде. В «М.видео-Эльдорадо» сценарий оплаты покупок в ее магазинах за год практически не изменился: доля продаж смартфонов в кредит и рассрочку сохранилась на уровне примерно 30%, утверждает Андреева.
Снижение доли реализуемых в кредит смартфонов – следствие эпидемии COVID-19 и карантинных мер, убежден сотрудник одной из розничных сетей. По его словам, за время самоизоляции у тех, кто сохранил работу, скопились немалые средства. Расходы на туризм и путешествия были исключены, не было развлекательных мероприятий, не работали кафе и рестораны, а также часть магазинов, напоминает он. Часть покупателей, которым просто некуда было тратить деньги, теперь расходуют их на смартфоны, говорит собеседник «Ведомостей».
В данном случае аудитория покупателей разделилась, считает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Те, кто получал зарплату в то время, когда были закрыты магазины и рестораны, действительно расходуют непотраченные средства, в том числе на новые гаджеты, согласен он. Тем же, кто остался без работы, приходится тратить деньги, в том числе заемные, на самое необходимое, покупка электроники вряд ли входит в их планы, рассуждает эксперт.
Снижение числа покупок в кредит может быть связано не только с наличием накоплений и нежеланием пользоваться займами, но и с тем, что банки стали менее охотно выдавать потребительские кредиты – во всяком случае, такая тенденция заметна, отмечает гендиректор Acer в России Дмитрий Кравченко. Стоимость перестраховки от невыплаты плохих займов в этом году выросла и кредитные организации более консервативно подходят к оценке рисков, заключает он.