В России бум продаж смартфонов с электронными сим-картами
Спрос на них стимулировал запуск операторами подключений с использованием этой технологииВ конце июля «Вымпелком» и «Мегафон» начали подключать абонентов с помощью eSIM (Tele2 запустила этот сервис в прошлом году). Это повысило спрос на поддерживающие технологию устройства, рассказали опрошенные «Ведомостями» представители розничных сетей. С начала 2020 г. на российском рынке спрос на eSIM-смартфоны в штуках вырос в 2,8 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщили в пресс-службе «М.видео – Эльдорадо». Конкретно в августе продажи таких смартфонов увеличились в 3,5 раза, утверждает представитель ритейлера.
С января по август продажи смартфонов с функцией eSIM на российском рынке выросли в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 178% в натуральном и 158% в денежном выражениях, говорит представитель «Связного». В августе (по сравнению с июлем) рост продаж в натуральном и денежном отношении составил 10 и 9%. Всего, по данным «Связного», с января по август 2020 г. в России продано 1,6 млн устройств с функцией eSIM на общую сумму почти 106 млрд руб. Наиболее популярным аппаратом в этой категории стал iPhone 11 (на него пришлось 60% продаж в штуках и 67% в деньгах).
Появляются eSIM и в ноутбуках. В перспективе их применение может стать массовым, не исключает гендиректор Acer в России Дмитрий Кравченко. Преимущества такого решения очевидны (это позволит пользователю ПК всегда оставаться на связи), отмечает он. Но пока подобным внедрениям мешает высокая стоимость eSIM-модулей и сертификации подобных решений для ноутбуков, говорит Кравченко.
«Вымпелком» видит увеличение интереса россиян к смартфонам, поддерживающим технологию eSIM, сказал представитель оператора. По его словам, за семь месяцев 2020 г. в его салонах в интернет-магазине компании было продано практически столько же таких смартфонов, сколько за весь 2019 год.
С начала тестирования технологии eSIM «Мегафон» фиксирует повышенный интерес к ней со стороны клиентов, сообщили в пресс-службе оператора.
МТС остается последним оператором большой четверки, не объявившим о поддержке eSIM. Электронная сим-карта «на борту» не является сколь-либо существенным критерием при выборе смартфона, уверяет представитель оператора. eSIM в урезанном формате не дает никаких преимуществ по сравнению с обычной сим-картой, говорит представитель МТС.
Самая привлекательная опция eSIM – возможность получить тариф и номер без явки в офис оператора с паспортом. Но в России удаленное подключение абонентов пока никак не регламентируется законодательно. В опубликованном в апреле законопроекте Минкомсвязи предложило разрешить операторам дистанционно подключать абонентов, зарегистрированных в Единой системе идентификации и авторизации (ЕСИА, портал «Госуслуги») и в Единой биометрической системе. Однако этот законопроект пока не принят.
Рост продаж смартфонов с поддержкой eSIM в России обусловлен как ростом информированности населения о технологии, так и увеличением числа поддерживающих технологию устройств, говорит гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. В перспективе eSIM может упростить для оператора взаимодействие с абонентом, а также снизить затраты сотовых компаний на розницу по мере миграции подключений в онлайн, считает эксперт. Существование физических салонов таким образом будет менее оправданно, говорит Анкилов.
В прошлом году на российском рынке было представлено менее десятка моделей смартфонов с eSIM, теперь их не менее 20, говорит сотрудник компании – партнера нескольких производителей электроники.
ESIM для российского потребителя пока не является ключевым фактором для выбора смартфона – cпрос растет на фоне увеличения популярности флагманских смартфонов, отмечает представитель «М.видео – Эльдорадо». С января по август спрос на смартфоны от 50 000 руб. увеличился на 40% в штуках и 45% в деньгах, говорит он.
Поддержка eSIM смартфоном не является основным мотивом для приобретения устройства, считает гендиректор агентства Telecom Daily Денис Кусков. eSIM в России пока не запущен полноценно, напоминает эксперт, – для подключения необходимо посещать салоны связи. При появлении необходимых законодательных инициатив технология может стать актуальной как для операторов, так и для абонентов, прогнозирует Кусков. Операторы смогут сократить количество салонов связи и подключать пользователей удаленно, а абонентам легче будет сменить оператора, заключает эксперт.