SpaceX Илона Маска вот-вот отправит астронавтов в космос

Частная компания впервые должна доставить человека на МКС
Астронавты Даг Херли и Боб Бенкен готовятся к запуску
Астронавты Даг Херли и Боб Бенкен готовятся к запуску / SpaceX

27 мая может начаться новая эра коммерческого освоения космоса. В этот день SpaceX миллиардера Илона Маска первой среди частных компаний запустит ракету с целью доставить астронавтов на Международную космическую станцию (МКС). Если миссия окажется успешной, это станет большим достижением не только для Маска и его компании, но и для американского космического агентства NASA, чьи астронавты сейчас могут попасть в космос только на российских космических кораблях.

Запуск капсулы Crew Dragon с двумя астронавтами на борту – Дагом Херли и Бобом Бенкеном – должен состояться во Флориде в 16.33 по местному времени (23.33 мск). Ракета Falcon 9 выведет ее на орбиту, где она должна будет состыковаться с МКС и провести там два месяца. Затем капсула должна вернуться на Землю, приводнившись в Атлантике. Всего капсула Crew Dragon диаметром почти 4 м и высотой чуть более 8 м способна вместить до семи астронавтов.

Посмотреть прямую трансляцию запуска можно будет на канале NASA на YouTube или на сайте SpaceX.

Если все пройдет удачно, Nasa постепенно начнет использовать космические корабли SpaceX для доставки астронавтов на орбиту и обратно.

Частники вместо государства

NASA уже давно хочет пользоваться для транспортировки астронавтов услугами частных компаний, чтобы не заниматься самостоятельно разработкой и строительством ракет и космических кораблей. Большую роль в смене стратегии сыграли крушения шаттлов «Челленджер» в 1986 г. и «Колумбия» в 2003 г., отмечает Associated Press (AP). В 2011 г. NASA прекратила самостоятельно запускать шаттлы, и с тех пор ее астронавты летают на российских кораблях. Ранее газета The Wall Street Journal сообщала, за последнее десятилетие стоимость одного места для астронавта на российском корабле выросла втрое – примерно до $80 млн. По оценкам NASA, место на Crew Dragon будет стоить дешевле $60 млн.

Главным конкурентом SpaceX является Boeing. Но никто и представить не мог, что компания Маска сможет опередить аэрокосмического гиганта, отмечает The Washington Post. Когда NASA выдавала им контракты на создание капсул для доставки астронавтов на МКС в рамках программы Commercial Crew Program в 2014 г., Boeing получил $4,2 млрд, а SpaceX – только $2,6 млрд за ту же самую работу. Некоторые конгрессмены тогда вообще ставили вопрос, почему бы NASA не сотрудничать только с Boeing.

Проблемы возникали у обеих компаний. Так, взорвались две ракеты Falcon 9, не срабатывала парашютная система, предназначенная для благополучного возвращения Crew Dragon на Землю, а весной 2019 г. капсула была полностью разрушена во время испытаний. Но SpaceX удалось найти причины технических проблем и решить их, а Boeing по-прежнему испытывает трудности. Его капсула Starliner тоже может совершить полет в этом году, но без астронавтов. В декабре 2019 г. она должна была пристыковаться к МКС, но вышла не на ту орбиту.

Crew Dragon вместо батута

SpaceX отправляет людей в космос через шесть лет после того, как Дмитрий Рогозин написал в Twitter в апреле 2014 г. (тогда был вице-премьером, курировал вопросы развития космонавтики, сейчас ‒ гендиректор «Роскосмоса»), что Россия может отказаться доставлять американских астронавтов на МКС. США тогда ввели санкции против России в ответ на присоединение Крыма, и для попадания на МКС Рогозин посоветовал астронавтам воспользоваться батутом.

К Луне и Марсу

Ожидается, что на запуске Crew Dragon будет присутствовать президент Дональд Трамп, пишет WSJ. Он придает большое значение освоению космоса и в апреле даже подписал указ о праве США добывать и использовать ресурсы Луны. 

Поощряя частные инвестиции в подобные проекты, NASA повышает вероятность быстрого возвращения людей на Луну и ее освоения, считают участники отрасли и эксперты. Традиционной стратегии государственного финансирования недостаточно, чтобы реализовать космические амбиции США, утверждает историк космоса Говард Маккарди из Американского университета. Старые «модели финансирования определенно нежизнеспособны», говорит он (цитата по WSJ).

Для самого Маска главной целью является полет человека на Марс и строительство там колонии, где могли бы жить люди. «Он стремится сделать возможной жизнь на Марсе», ‒ приводит AP слова Скотта Хаббарда, бывшего директора марсианской программы NASA, который теперь является советником по безопасности SpaceX.

Быстро и эффективно

Именно Хаббард объяснил Маску, что одно из главных препятствий на пути к этому – слишком высокая стоимость ракет и запусков, после чего тот и основал SpaceX в 2002 г. Сначала у нее было лишь около 10 сотрудников, работавших на бывшем складе в Калифорнии. Теперь она обеспечивает работой около 7000 человек в нескольких штатах, с 2012 г. доставляет грузы на МКС и выводит спутники на орбиту.

Экономить деньги SpaceX позволяет повторное использование ракет. Если у NASA на принятие некоторых решений может уйти год, в компании Маска достаточно пары встреч, отмечает бывший астронавт и директор SpaceX по космическим операциям Гарретт Рейсман, продолжающий ее консультировать.  

«Долгосрочная цель заставляет [SpaceX] быть более амбициозной и приводит к реальным переменам», ‒ отмечает астрофизик Гарвардского университета Джонатан Макдауэлл (цитата по AP).