«Мегафон» открывает магазины нового формата с игровой зоной

Оператор модернизирует ритейл и пытается привлечь новых абонентов
В магазинах нового формата покупатели смогут протестировать любую технику
В магазинах нового формата покупатели смогут протестировать любую технику / Евгений Разумный / Ведомости

Experience Store – под таким названием откроются к началу 2020 г. два магазина у оператора «Мегафон». По площади – не менее 130 кв. м – Experience Store будет в четыре раза больше традиционных салонов оператора. В магазинах нового формата покупатели смогут протестировать любую технику – VR-очки, игровые приставки, смартфоны и устройства для умного дома. Все устройства выложены на открытых витринах. Купить их можно на кассах самообслуживания.

По результатам работы первых двух магазинов в первые полгода компания решит, стоит ли открывать новые магазины такого же формата.

Всего «Мегафон» планирует инвестировать в модернизацию розничной сети 2 млрд руб., говорит гендиректор «Мегафон ритейла» Андрей Левыкин. Как разделятся эти деньги между традиционной розницей и магазинами нового формата – компания не сообщает. Человек, близкий к оператору, знает, что инвестиции в один магазин Experience Store составляют не менее 10 млн руб.

Гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов считает, что действия «Мегафона» укладываются в мировой тренд: ритейл идет в сторону демонстрации возможностей товара и впечатлений и стремится повысить лояльность пользователей. Для операторов это возможность увеличить число абонентов.

Укрупнение формата – это актуальный тренд для мобильной розницы, делится мнением гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Например, в конце 2017 г. «Связной» открыл первые магазины нового формата с расширенным ассортиментом. «Это перспективная история для крупных городов и размещения в зонах с интенсивным покупательским трафиком, в первую очередь в крупных торговых центрах. Такой формат более конкурентоспособен и борется с проектами вроде m_mobile «М.видео», которые перетягивают трафик у салонов мобильных устройств», – объясняет он. «М.видео» развивает сеть отдельно стоящих магазинов цифровой электроники под суббрендом m_mobile с 2018 г., сейчас их 18, до конца года откроется еще один, площадь каждого 200–300 кв. м. Часть из них – кобрендовые торговые точки с МТС.

Розница «М.видео» окупается быстрее телекомрозницы за счет ассортимента. По данным компании, за девять месяцев 2019 г. продажи смартфонов по группе «М.видео-Эльдорадо» росли вдвое быстрее рынка.

36,5%

на столько выросла выручка «Мегафона» (до 11 млрд руб.) в сегменте оборудования и аксессуаров в III квартале 2019 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (8 млрд руб.)

По оценке Бурмистрова, количество салонов мобильных операторов сейчас избыточно и в условиях роста доли онлайн-продаж и усиления конкуренции со стороны «М.видео» и DNS (владивостокская розничная сеть электроники) закрыто может быть не менее 10% салонов.

В середине 2019 г. гендиректор МТС Алексей Корня в интервью «Ведомостям» поделился планом постепенно сокращать сеть розничных салонов. В этом году оператор планировал закрыть 300 торговых точек, еще столько же – в 2020 г. С 2018 г. количество магазинов остается примерно одинаковым – около 5800 точек, рассказал представитель компании.

Розничные сети операторов активно росли в 2016–2017 гг. Тогда «Вымпелком» (бренд «Билайн») объявил о франчайзинговой программе, с помощью которой оператор планировал расширить свою розничную сеть с чуть более чем 3400 салонов до 4500. К 2019 г. у «Билайна» было 4700 точек. В 2019 г. оператор взял курс на сокращение розницы и уже закрыл 120 магазинов сети.

«Мегафон» придерживался той же стратегии, но с 2018 г. оператор решил не сокращать число точек, а модернизировать их и открывать новые. На сентябрь 2018 г. у оператора было 4025 салонов, к сентябрю 2019 г. их число даже немного выросло – до 4067 точек, рассказал представитель «Мегафона».

По мнению гендиректора агентства Telecom Daily Дениса Кускова, если «Мегафону» удастся сделать процесс покупки и получения услуг в магазине нового формата простым и быстрым, такой формат будет пользоваться спросом, если нет, то новый формат – это «промопериод» и вскоре салон превратится в обычную розничную точку.

Другие операторы также экспериментируют с форматами салонов. В пресс-службе «Билайна» напомнили, что летом 2018 г. обновили формат флагманского магазина в Москве на Тверской: в нем появился digital-корнер, где покупатели могут протестировать гаджеты и испытать симулятор полетов в виртуальной реальности, а еще там есть кофейня.

МТС во флагманских магазинах проводит мероприятия с участием своей киберспортивной команды Gambit Esports, говорит представитель оператора Алексей Меркутов. В новой стратегии МТС на 2020–2022 гг. запланировано открытие салонов со всеми продуктами оператора – от телемедицины и стриминговой платформы для гейминга до цифрового телевидения и умного дома.

Tele2 в марте открыла цифровые салоны с интерактивными витринами, сообщила представитель оператора Ольга Галушина. Сейчас у Tele2 30 подобных магазинов по России, а до конца 2019 г. оператор планирует увеличить их количество до 50.

«Мобильный ритейл сейчас убыточен, поэтому операторы стараются постоянно модифицировать торговые точки, закрывая нерентабельные и открывая подобные магазины нового формата и насыщая их большим количеством услуг, которые можно там получить», – констатирует Кусков.