Почему НДС мешает «Вымпелкому» увеличивать выручку
A Tele2, наоборот, увеличила ее почти на 16%«Вымпелком» (бренд «Билайн») и «Т2 РТК холдинг» (Tele2) отчитались за III квартал. Выручка «Вымпелкома» упала на 2,7% год к году и составила 74,7 млрд руб., а выручка Tele2 выросла на 15,5% и составила 43,1 млрд руб.
У «Вымпелкома» сократилась мобильная сервисная выручка – за квартал она уменьшилась до 58,3 млрд руб., что на 1,9% меньше результатов за III квартал 2018 г. Представители «Вымпелкома» объясняют это продолжающимся эффектом от повышения НДС с 18 до 20% и ценовыми войнами. То же самое компания утверждала и в отчете за II квартал 2019 г., тогда выручка «Вымпелкома» не изменилась и на 1,1% сократилась мобильная сервисная выручка (оба в годовом сопоставлении).
По словам представителя «Вымпелкома», операторы компенсируют потери из-за НДС, повышая цены или требуя платы за прежде бесплатные услуги. «Вымпелком» этого не делает и предпочитает инвестировать в долгосрочные отношения с клиентами, объясняет он.
После повышения НДС на 2 процентных пункта (п. п.) все операторы оказались примерно в равных условиях, объясняет партнер Taxology Алексей Артюх: на те же 2 п. п. и должны были вырасти цены, но, если они не были повышены, чистая выручка у всех упала.
Влияние роста НДС на доходы операторов может сохраняться, согласен директор отдела корпораций Fitch Ratings Вячеслав Буньков, многое зависит от того, насколько эффективно оператор перенес рост налогов на абонента.
Сложно говорить об эффекте НДС, если и тарифы, и потребление данных растут, указывает аналитик «Ренессанс капитала» Александр Венгранович: у МТС, «Мегафона» и Tele2 по предыдущим отчетностям не видно негативного эффекта от роста НДС.
244 723
столько базовых станций у «Мегафона», оператор – лидер по этому показателю. Следом идут МТС – 188 851 базовая станция, Tele2 – 178 504 и «Вымпелком» – 168 220
Все операторы столкнулись с повышением НДС, но это существенно не сказалось на динамике их мобильной выручки, соглашается с Венграновичем старший аналитик BCS Global Markets Мария Суханова: «Вымпелком» просто проигрывает конкурентам.
Капитальные затраты «Вымпелкома» в III квартале сократились на 10,9% – представитель компании объясняет это высокими затратами в первом полугодии. Выручка от продаж смартфонов и аксессуаров снизилась на 10% в годовом сопоставлении – в отчете это объясняется тенденцией к уменьшению рынка, увеличением среднего срока службы смартфонов и снижением средней цены. По мнению гендиректора Telecom Daily Дениса Кускова, в IV квартале продажи смартфонов наладятся – люди будут покупать подарки к праздникам.
Абонентская база оператора снизилась до 54,8 млн – на 2,5% по сравнению с показателями прошлого года. «Вымпелком» признает, что падение базы связано с работой Tele2. «За два года работы нового оператора мы увидели достаточно большое снижение voice only потребителей», – говорит представитель оператора.
У Tele2 на 47,4% выросло количество пользователей мобильного интернета: абоненты потребляют больше трафика и переходят на более дорогие тарифы – это главный драйвер роста выручки, объясняет представитель оператора.
И у «Вымпелкома», и у Tele2 отток абонентов стал меньше, чем в III квартале 2018 г. Периодически Tele2 дает данные об абонентской базе, говорит Венгранович, в основном она наращивает базу за счет абонентов «Вымпелкома».
Благодаря сделке с ВТБ Tele2 в течение трех лет смогла запустить сети третьего и четвертого поколений по всей России, отмечает Кусков, но сейчас сложно спрогнозировать, как долго будут расти аудитория и выручка оператора.
Оба оператора вкладываются в развитие сети: по данным Роскомнадзора, Tele2 лидирует по скорости развития базовых станций (+20%), «Вымпелком» – на 2-м месте (+14%). По росту базовых станций LTE лидирует «Вымпелком» (+44%), за ним идет Tele2 (+40%).
Основная проблема «Вымпелкома» в том, что компания недостаточно инвестировала в развитие сети, из-за этого упало качество услуг, объясняет Венгранович. Несмотря на то что оператор начал строить сети, за один квартал решение потребителей не изменится, уверен он: «Вымпелкому» нужно заново завоевать доверие потребителей. В IV квартале ситуация особо не изменится, возможно, положительная динамика будет в I–II кварталах 2020 г., надеется он.