Выручка «Вымпелкома» падает второй квартал подряд

Оператор говорит, что ему все еще мешает повышение НДС
Евгений Разумный / Ведомости

4 ноября «Вымпелком» отчитался за III квартал 2019 г.: выручка компании продолжает падать и составила 74,7 млрд руб., что на 2,7% меньше итога аналогичного квартала в прошлом году.

У компании сократилась мобильная сервисная выручка – за квартал она уменьшилась до 58,3 млрд руб. – на 1,9% меньше результатов за III квартал 2018 г. Представители «Вымпелкома» объясняют это продолжающимся эффектом от повышения НДС с 18 до 20% и ценовыми войнами.

Сохранился ли эффект от НДС

По словам представителя компании, операторы традиционно компенсируют потери из-за НДС, повышая цены или внедряя дополнительные платные услуги, которые раньше были бесплатными. «Вымпелком» этого не делает и предпочитает инвестировать в долгосрочные отношения с клиентами, объясняет он.

Влияние роста НДС на доходы операторов может сохраняться, соглашается директор отдела корпораций Fitch Ratings Вячеслав Буньков: многое зависит от того, насколько эффективно оператор переносит рост налогов на своих абонентов, или же он предпочитает сохранить цены в ущерб собственной прибыльности. Сложно говорить об эффекте НДС, если и тарифы, и потребление данных растут, объясняет аналитик «Ренессанс капитала» Александр Венгранович: у МТС, «Мегафона» и Tele2 по предыдущим отчетностям не видно негативного эффекта от НДС.

«Токсичные» услуги операторов

Мы ограждаем абонентов от ненужных им подписок, это не дает нам повышать ARPU (среднемесячный счет абонента. – «Ведомости») из-за ценовых войн и повышения НДС, говорит представитель «Вымпелкома». Таким образом компания теряет некоторый доход, но подобные методы заработка мы считаем токсичными, добавляет он.

Высокомаржинальные услуги нужно уметь грамотно предложить, чтобы абонент покупал только то, что хочет, говорит Венгранович. Если это токсичные услуги, они должны выражаться в оттоке абонентов. У МТС и «Мегафона» не наблюдается сильного оттока абонентов, значит, их заработок на дополнительных услугах вряд ли можно назвать токсичным.

Нельзя сказать, что сейчас идут масштабные ценовые войны, как, например, в 2016 г., говорит Буньков. По его словам, операторы не стремятся активно переманивать клиентов у своих конкурентов, а скорее работают над улучшением монетизации своей абонентской базы и точечным усилением позиций в отдельных сегментах.

Закрой магазин – поддержи EBITDA

Показатель MoU (minutes of use – количество потраченных абонентом минут) сократился на 6,6% до 294 минут. Абонентская база снизилась до 54,8 млн – на 2,5% по сравнению с показателями прошлого года. В прошлом году темпы ее падения были довольно большие: снижалась база агентских сим-карт и сим-карт мигрантов, говорит представитель компании. В этом году падение замедлилось, но мы считаем, что и эта цифра будет в дальнейшем замедляться, добавляет он. Оператор признает, что падение базы связано с работой Tele2. «За два года работы нового оператора мы увидели достаточно большое снижение voice only потребителей», – говорит представитель «Вымпелкома».

Потребление интернет-трафика выросло на 52,7% до 5,7 ГБ в месяц. EBITDA увеличилась на 3,5% год к году. Улучшение показателей по EBITDA оператор объясняет сокращением коммерческих затрат, а именно закрытием 120 магазинов сети.

У «Вымпелкома» покупают меньше смартфонов

В III квартале выручка от продаж смартфонов и аксессуаров снизилась на 10% в годовом сопоставлении – в отчете это объясняется тенденцией к уменьшению объема рынка, увеличением среднего срока службы смартфонов и снижением средней цены на гаджет. Представитель «Вымпелкома» объясняет падение выручки снизившимися оборотами из-за того, что компания перешла на торговлю смартфонами и аксессуарами только с положительной маржинальностью, в то время как на рынке маржинальность гаджетов в 2019 г. составила 0%. «Для себя мы решили, что у бизнеса с низкомаржинальными продажами нет хорошей перспективы», – добавляет он.

Оператор строит новые сети

Капитальные затраты «Вымпелкома» в III квартале сократились на 10,9% – представители компании объясняют снижение высокими затратами в первой половине года. В III квартале компания на 43% увеличила количество базовых станций 4G по всей стране. Период недостаточного инвестирования в строительство сетей в историческом прошлом привел к тому, что наши абоненты имели меньше возможностей потребления, объясняет представитель оператора. Рывок по строительству сетей в 2018 и 2019 гг. показывает, что мы начинаем догонять конкурентов, добавляет он. По словам представителя, пока компания планирует и в дальнейшем увеличивать количество базовых станций.

Основная проблема «Вымпелкома» в том, что ранее компания недостаточно инвестировала в развитие сети, из-за этого упало качество услуг, объясняет Венгранович. Несмотря на то что оператор начал строить сети, за один квартал решение потребителей не изменится, добавляет он: «Вымпелкому» нужно заново завоевать доверие потребителей. В IV квартале ситуация особо не изменится, но, возможно, мы увидим положительную тенденцию в I–II кварталах 2020 г., считает Венгранович.

МТС, «Мегафон» и Tele2 пока не отчитывались по итогам III квартала 2019 г.