Российские власти профинансируют сериалы для Netflix и HBO
Проекты зарубежных интернет-платформ смогут получить возмещение затрат на съемки в РоссииСистема рибейтов, предусматривающая компенсацию части затрат на съемки в России иностранным продюсерам, которую планируется запустить уже в этом году, будет распространяться не только на кино- и телевизионный контент, но и на фильмы и сериалы для интернет-платформ. Об этом сообщила «Ведомостям» Евгения Данильченко, руководитель направления экспорта креативных индустрий Российского экспортного центра (входит в группу ВЭБ.РФ), который станет оператором программы и будет распределять субсидии.
На выплаты из федерального бюджета в размере от 30 до 40% затрат на производство в России смогут претендовать создатели художественных, документальных и анимационных фильмов, а также сериалов, уточнила Данильченко. Программу планируется запустить этой осенью. Уже в этом году продюсеры получат 70 млн руб., в 2020 г. общий размер госсубсидий на рибейты составит 700 млн руб., в 2021 – 1,5 млрд руб.
На повышенный размер рибейтов смогут претендовать иностранные продюсеры, которые будут продвигать в своих фильмах и сериалах положительный образ России, следует из проекта постановления, внесенного Минэкономразвития в правительство в июне. Определять, достоин ли фильм или сериал повышенной субсидии, будет экспертный совет, в который войдут представители Минкульта, Минэкономразвития, Российского экспортного центра, а также продюсеры. Бюджетный кодекс запрещает выплаты компенсаций нерезидентам, поэтому получать их будут российские партнеры зарубежных студий.
Система рибейтов применяется во многих странах еще с 1990-х гг. Сейчас этот механизм стимулирования кинопроизводства действует более чем в 40 странах, следует из глобального отчета Международной ассоциации кинокомиссий (AFCI), опубликованного в сентябре. Максимальное возмещение затрат продюсерам на съемки в стране предлагает сейчас островное государство Фиджи, ставка рибейта там составляет 75%. В Европе наибольшую ставку рибейта (35%) предлагают Нидерланды и Румыния.
В России система рибейтов была запущена в 2017 г. и действует пока лишь в пяти регионах. Программа не является федеральной и запускается по инициативе региональный властей. Претендовать на субсидии из региональных бюджетов могут только российские телевизионные и кинокомпании. Продвигают программу рибейтов в регионах Ассоциация продюсеров кино и телевидения, а также Агентство стратегических инициатив.
Размер ставки определяют власти субъекта федерации, самая большая из ныне действующих – 30%, она действует в Ульяновской области. Это один из трех регионов-пионеров, наряду с Приморским краем и Калининрадской областью, запустивших у себя рибейты два года назад. За это время общий объем субсидий на рибейты в Ульяновской области увеличился почти в пять раз – с 3,2 млн руб. до 15 млн руб., в Калининградской области (возмещают 20% затрат) – в два раза – с 20 млн до 40 млн руб. В Приморском крае, где ставка рибейта – 15%, в 2017 г. на компенсации затрат на съемки в регионе из бюджета было выделено 5 млн руб., в 2018 и 2019 гг. заявок от российских продюсеров не поступало, сообщили «Ведомостям» в приморской кинокомиссии. В Новгородской и Псковской областях, а также в Краснодарском крае выплачивать рибейты начнут в этом году, размер ставки в этих субъектах равен 20%.
Среди поддержанных региональными властями проектов нет фильмов или сериалов для онлайн-платформ, убедился корреспондент «Ведомостей». Минкульт и Фонд кино, распределяющие ежегодно более 6 млрд руб. субсидий на производство российского кино, также не поддерживают такой контент. В других странах – в частности, в Сингапуре, Аргентине, Канаде, Испании – власти финансируют проекты для интернета.
Минкультуры пока не планирует напрямую или через Фонд кино субсидировать производство российского кино и сериалов для интернета. Для того чтобы поддерживать web-сериалы, надо для начала понять, что именно поддерживать и насколько эффективно будут расходоваться в таком случае госсубсидии, заявила «Ведомостям» глава департамента Минкульта Ольга Любимова. У работающих в России онлайн-платформ пока нет понятной системы отчетности о показах, хотя соответствующие изменения в законодательство сейчас обсуждаются, напоминает она. «Мы видим потенциал в web-контенте, но без прозрачности, понимания востребованности такого контента, без соответствующего качества проектов финансировать их пока не представляется возможным», – заявила Любимова, добавив, что в перспективе не исключает возможности распространения системы господдержки на сериалы и фильмы, которые будут производить российские компании для интернета.
Крупнейшие мировые стриминговые сервисы давно уже стали полноценными игроками на рынке производства контента, напоминает генпродюсер Realist Web Fest Антон Калинкин. К примеру, Netflix заявил о планах потратить в этом году на собственный контент $13 млрд.
В России, по мнению Калинкина, рынок web-контента пока находится в зачаточном состоянии. Но он уверен, что запуск рибейтов для съемок зарубежных фильмов и сериалов будет способствовать его развитию в том числе с точки зрения «прокачки» навыков и компетенций представителей российской киноиндустрии.
Телесеть HBO, которая в следующем году планирует запустить собственный стриминговый сервис НВО Max, закладывает в бюджет каждого своего проекта обучение местных кадров, рассказал старший вице-президент HBO Джей Роу на форуме Международной ассоциации кинокомиссий Cineposium, прошедшем в середине сентября в Санкт-Петербурге. Помимо прямого экономического эффекта знаковые кинопроекты, как показывает мировой опыт, способствуют увеличению потока туристов туда, где проходили съемки, говорит Валерий Купеев, гендиректор «Русского офиса кинокомиссий» (такие кинокомиссии действуют в разных странах как «точка входа» для съемочных групп и помогают им в организации съемок): «Количество туристов хорватского города Дубровник каждый год растет на 10% после выхода сериала HBO «Игра престолов», частично снятого там».
Зарубежные компании и стриминговые сервисы уже снимают в России и привлекают к работе отечественных продюсеров – в частности, НВО снимал в Москве сериал «Чернобыль», съемки которого организовывала кинокомпания «Водород». Amazon снимал в России сериал «Джек Райан», его партнером была кинокомпания Bazelevs Тимура Бекмамбетова, напоминает Купеев. Введение системы рибейтов станет дополнительным стимулом для привлечения в Россию съемочных групп зарубежных студий и продюсеров, считает он.
Наличие в стране системы рибейтов – показатель того, что ее власти заинтересованы в приезде в страну зарубежных киногрупп, и этот фактор является одним из определяющих при выборе места для съемок, утверждает исполнительный продюсер сериала «Чернобыль» Михаил Китаев. Ставку рибейта (30–40%), которую планируется ввести в России, Китаев назвал «конкурентоспособной».