Депутаты хотят штрафовать Google и Facebook за вмешательство в дела России

По их мнению, компании нарушили российский закон о выборах, размещая рекламу в «день тишины»
Francois Mori / AP Photo
Francois Mori / AP Photo

Руководитель комиссии Госдумы по расследованию иностранного вмешательства во внутренние дела Василий Пискарев заявил, что депутаты подготовят поправки об ответственности иностранных ресурсов за нарушение российского законодательства (здесь и далее цитаты по «Интерфаксу»). В разработке поправок будут принимать участие Генпрокуратура и МИД, сказал он.

Иностранные компании могут начать реагировать, если их будут наказывать крупными штрафами, считает Пискарев: «Это компании коммерческие, поэтому для коммерческих компаний штрафы – это серьезная мера реагирования. Кстати говоря, это практика мировая, должны быть штрафы на уровне... миллионы, десятки миллионов, может быть сотни... рублей за вмешательство и нарушение российского законодательства». Пискарев отметил, что, несмотря на то что Роскомнадзор и ЦИК зафиксировали со стороны упомянутых ресурсов нарушения законодательства в единый день голосования, «есть один тонкий момент – вся повестка формируется за границей, в Америке».

В начале сентября Роскомнадзор выявил факты распространения политической рекламы на порталах Google и Facebook в день выборов депутатов в Мосгордуму 8 сентября, когда размещение такой рекламы запрещено законом о выборах, сообщала служба.

Роскомнадзор обнаружил такие рекламные объявления в соцсети и на видеосервисе YouTube (принадлежит Google), но конкретных примеров таких объявлений в сообщении для СМИ не привел. «Данные действия можно рассматривать как вмешательство в суверенные дела России и воспрепятствование проведению демократических выборов в Российской Федерации. Такие действия со стороны иностранных компаний являются недопустимыми», – заявил Роскомнадзор.

В прошлом году Роскомнадзор рекомендовал американским компаниям исключить использование их рекламного инвентаря для распространения политической агитации в периоды, когда это прямо запрещено российским законом, но Google и Facebook эти рекомендации проигнорировали.

В сентябре 2018 г. Роскомнадзор, Центризбирком и Генпрокуратура направили Google предупреждения о недопустимости нарушения законодательства России о выборах. Все они были связаны с призывами оппозиционера Алексея Навального не голосовать за чиновников, поддержавших пенсионную реформу, в единый день голосования 9 сентября 2018 г. и выйти на акции протеста против решения чиновников. Соответствующие ролики Навального были размещены на YouTube и продвигались на правах рекламы, выяснила служба. Google тогда заблокировал этот рекламный ролик, а через некоторое время представитель Центризбиркома заявил, что у комиссии больше нет претензий к компании Google.

В августе 2019 г. в Госдуме была сформирована комиссия по расследованию иностранного вмешательства во внутренние дела России. Факты нарушений правил агитации со стороны Google и Facebook были направлены для рассмотрения в эту комиссию. 20 сентября состоялось очередное заседание комиссии, следующее намечено на 27 сентября. На очередное заседание комиссии 27 сентября депутаты собираются пригласить представителей Google и Facebook. «У нас планируется следующее заседание с приглашением Google и Facebook, даже несмотря на то, что у них полномочий по обеспечению требований нашего законодательства не имеется. Тем не менее хотелось бы с ними поговорить о том, почему это происходит, как тогда надо реагировать на явные нарушения российского законодательства», – сказал Пискарев. Ранее аналогичное приглашение было направлено Deutsche Welle.

Google отказался от комментариев. «Ведомости» ожидают ответа от Facebook.