Больше всего роботов в России покупает автопром
Но по степени роботизации Россия далеко отстает от мировых лидеровРоссийский рынок промышленных роботов в 2018 г. вырос на 42%: с 703 единиц в 2017 г. до 1007, передала Национальная ассоциация участников рынка робототехники (НАУРР) данные Международной робототехнической федерации (IFR). Однако это всего 5 роботов на 10 000 сотрудников промышленных предприятий – а в среднем в мире их 99.
Лидером списка IFR стал Сингапур: 831 робот на 10 000 работников промышленности. Под промышленными роботами понимаются автоматические программируемые манипуляторы, объясняет представительница НАУРР Алиса Конюховская. По продаже роботов за 2018 г. Россия заняла 27-е место, в пятерке лидеров Китай, Япония, США, Южная Корея и Германия.
Больше всего роботов (30–40%) устанавливается на автомобилестроительных предприятиях. В 2018 г. на автопром пришлось 39% продаж: 390 роботов. В 2017 г. автопром купил 262 робота. Спрос зависит от особенностей развития автомобилестроения, добавляют эксперты НАУРР: в 2015 г. предприятия закупили 220 роботов, а в 2016 г. – только 26, таковы были последствия резкого сокращения спроса на автомобили из-за финансового кризиса.
Рост спроса на роботизацию автомобилестроения в 2018 г. связан не только с экономической ситуацией, убеждена президент Cognitive Technologies Ольга Ускова: автопром переживает изменения и берёт курс на автоматизацию и внедрение искусственного интеллекта. «Сейчас происходит глобальная смена модельного ряда, – объясняет Ускова. – На смену привычным автомобилям постепенно приходят робокары».
С Усковой соглашается и Конюховская: по ее словам, на развитие автопрома влияет изменение модельного ряда, который производится.
Помимо автопрома значимый спрос на промышленных роботов в России предъявляет машиностроение (16%). Активно растет интерес к робототехнике в пищевой промышленности: эксперты НАУРР объясняют это увеличением производства, вызванного эмбарго на поставку продуктов из западных стран. Точного числа роботов, установленных на пищевых предприятиях, НАУРР сообщить не смогла: она испытывает сложности со сбором данных. По словам представителя НАУРР, это связано с особенностями контрактации, когда роботов у производителя может приобретать интегратор, а не конечный заказчик. «Многие пищевые предприятия не рассказывают о своих модернизациях, а поставщики и системные интеграторы промышленных роботов связаны соглашениями о неразглашении», – объясняет Конюховская.
Всего 4% роботов, установленных в России в 2018 г., – российского производства. В России производство промышленных роботов находится в зачаточном состоянии, что связано с малым размером рынка, объясняют в НАУРР. Отечественные предприятия не рассматривают роботов как средство повышения конкурентоспособности и не хотят повышать экономическую эффективность, рассказывает Конюховская: «Государственные предприятия могут не заботить сокращения издержек. Целесообразность внедрения роботов лучше оценивается в высококонкурентных сегментах частным сектором, который привык считать деньги».
В среднем один робот для паллетирования продуктов стоит около 60 000 евро, а система паллетирования на основе роботов – не менее 180 000, рассказывает основатель «Юкам групп» (занимается роботизированием производств) Александр Белоусов. «Для малых и средних предприятий это бывает дорого, но крупные компании – «Эконива», «Ролтон» или Danon – охотно внедряют подобные системы, – перечисляет он. – При грамотном подходе затраты окупаются за два-три года».
В России производство роботов развивается медленнее, чем за рубежом, потому, что это направление просело со времен распада СССР и начало восстанавливаться только в последние годы, а тем временем западные конкуренты разрабатывали собственные решения, объясняет руководитель направления «Робототехника и искусственный интеллект» фонда «Сколково» Павел Кривозубов. «Кроме этого, рабочая сила в стране дешевле, чем в Сингапуре или США, что останавливает промышленников от повсеместного внедрения роботов», – добавляет он.
По мнению представителя НАУРР, для развития российского производства роботов нужно поддерживать спрос – информационно и финансово.
Хотя Россия пока отстает в создании собственных роботов, в стране производят программное обеспечение для западных машин, заключает Ускова: «Это важно, ведь без «мозгов» машина не поедет».