Электромобили и роботы не торопятся в Россию

Китай уходит в отрыв в технологиях «новой мобильности», Россия сильно отстает от самых инновационных стран, но впереди Италии и Бельгии
Китай быстро становится движущей силой глобальных инноваций в автомобильной промышленности, считают в немецкой консалтинговой компании Roland Berger
Китай быстро становится движущей силой глобальных инноваций в автомобильной промышленности, считают в немецкой консалтинговой компании Roland Berger / Stringer/Reuters

В ближайшие два года мировой автомобильный рынок ждет мощный прорыв в области технологического развития, считает немецкая консалтинговая компания Roland Berger. Это связано с колоссальными средствами, вкладываемыми в разработки новых способов мобильности и искусственного интеллекта (artificial intelligence, AI) — венчурные инвестиции в эти области за последний год (с июля 2017 г. по июнь 2018 г.) выросли на 50% до $25,1 млрд (сильнее выросли финансовые вливания в AI, на 153% до $4,8 млрд), подсчитали аналитики компании. Эти цифры можно сопоставить с $466,52 млрд венчурных инвестиций во все секторы мировой экономики. Для автоиндустрии инвестиции тоже весомы, - например, Volkswagen собирается потратить на программу разработки электромобилей, систем автономного вождения и сервисов новой мобильности $50 млрд в ближайшие семь лет.

Людские ресурсы, занятые исследованиями и разработкой новых транспортных технологий, в том числе самоуправляющихся автомобилей, за год также выросли — на 27%. В четвертом выпуске семестрового исследования рынка Automotive Disruption Radar (ADR) эксперты оценивали уровень распространения наиболее прорывных технологий (электромобили, беспилотный транспорт, каршеринг) в различных странах мира. Анализировались ключевые факторы, влияющие на уровень распространения технологий, в том числе отношение к ним потребителей.

В новом исследовании (первый ADR вышел в марте 2017 г.) рассмотрены 14 стран, при этом впервые в анализ включена Россия. Оценка проводилась по 26 показателям в пяти основных категориях: интерес потребителей, регулирование, инфраструктура, технологии, предпринимаемые в отрасли меры. По результатам исследования каждой стране присвоен индекс ADR. Для анализа интереса потенциальных покупателей были опрошены 14 231 автомобилист, в том числе 1020 из России. Опрос проводился методом онлайн-интервью летом 2018 г., опрашивали респондентов в возрасте от 18 лет, проживающих преимущественно в крупных городах России и имеющих в собственности автомобиль.

Китай шагает впереди

КНР быстро становится движущей силой глобальных инноваций в автомобильной промышленности, считают в Roland Berger. Больше половины электромобилей (EV), проданных в мире в первой половине 2018 г. (700 000 шт., рост на 75%), нашли владельцев в Китае (387 700 шт., рост на 102%), электрокары составили почти 3% общих продаж машин в Поднебесной. За последний год в стране значительно расширилась инфраструктура для зарядки и открылись новые испытательные полигоны для беспилотных транспортных средств. «Китай декларирует, что является не только крупнейшим рынком сбыта автомобилей и важной производственной базой, но и R&D лабораторией», - говорит один из авторов исследования, член правления московского офиса Roland Berger Эдуард Черкин.

За год Китай удвоил плотность зарядных станций для EV на своей дорожной сети: летом этого года в Китае было по 5,7 электрозаправок на 100 км против 2,5 на 100 км годом ранее. К тому же, китайские потребители больше всего верят в перспективность электромобилей — 39% готовы купить EV, чтобы не пользоваться общественным транспортом, а среди автомобилистов 65% опрошенных готовы сменить машину с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) на электрокар. Похожий оптимизм проявляют только автомобилисты в Индии, но продажи EV в этой стране пока малозначительные — 1600 шт. за 6 месяцев 2018 г., рост 149%. На втором по размерам рынка EV — США (123 500 шт., рост 37%), - только 20% водителей не против пересесть в машины на электротяге. В Западной Европе (продажи 119 200 шт., 31%) таких автомобилистов 30%.

Китай быстро становится движущей силой глобальных инноваций в автомобильной промышленности, считают в немецкой консалтинговой компании Roland Berger

Китай, лидирующий в ADR среди проанализированных стран и регионов с индексом 75/130 (или 58% от максимально возможной оценки), опережает остальных и по другим критериям: 30% китайцев готовы покупать машину онлайн (в среднем 10%, в Индии — 20%, в Европе — 15%); 75% хотя бы раз в неделю пользуются навигационными приложениями (в России — 40%, в Европе — 25%); 75% опрошенных знают хотя бы одного человека, кто готов не покупать машину, а пользоваться другими способами передвижения (каршерингом, общественным транспортом, такси и т. п., в России - 70%, в Европе — 45%), а 15% поездок (по километражу) уже совершаются таким образом (также в Сингапуре, , больше - 25% - только в Индии).

На Китай приходятся многие крупнейшие венчурные инвестиции в области новой мобильности. В 2017-2018 гг. Didi Chuxing, конкурент Uber и Lyft, получил $4 млрд вливаний, его местный конкурент CaoCao $381 млн, велошеринги HelloBike - $1,524 млрд, и Ofo - $1,286 млрд. Другие крупные инвестиции в мире в сервисы совместных поездок получили за последний год сингапурский Grab - $3 млрд, индонезийский Go-Jek - $2,74 млрд, американские Lyft -$1,524 млрд, и Uber - $1,25 млрд.

В целом Китай за полгода поднялся в рейтинге ADR на 5 п. п., увеличив отрыв от Сингапура (ADR 70/130). Третью и четвертую строчку рейтинга делят Нидерланды и Южная Корея (67/130), пятую/шестую/седьмую - Франция, Швеция и Великобритания (62/130), восьмую занимает Германия (60/130), на девятой/десятой - Индия и США (59/130).

Роботы на подходе

Самая ожидаемое событие в автоиндустрии — появление на дорогах коммерчески доступных самоуправляемых автомобилей (autonomous vehicles, AV) 4-го уровня (Level 4, High Automation: автомобиль может двигаться по обустроенным дорогам без контроля человека). Исследование рассматривает несколько аспектов перспективного транспорта: готовность самой технологии, законодательство и интерес потребителей, который сильно различается в зависимости от региона. Половина из всех опрошенных исследователями сказали, что не будут покупать следующую машину, если пользоваться роботизированным такси будет дешевле (рост показателя на 5 п. п. за полгода). Больше других заинтересованы в роботакси жители Нидерландов и Японии (60%), но наивысший показатель — 75% - в Сингапуре, где тестируется наибольшее количество самоуправляемых машин на душу населения.

Важнейшим полигоном для технологий автономного вождения является Китай, стандартизировавший нормы испытаний AV и открывший дороги для испытаний. Daimler сейчас испытывает автономные машины в Пекине, BMW — в Шанхае, и они, при поддержке властей Китая стараются опередить в разработке технологии американские Tesla и Waymo (Alphabet). Существенный шаг навстречу роботизированным автомобилям сделала Великобритания, принявшая в июне 2018 г. специальный закон (Automated and Electric Vehicles Act) регулирующий страхование этих машин. Это подняло ее в один ряд с Нидерландами, США и Сингапуром, наиболее подготовленных сейчас к эпохе самоуправляющихся транспортных средств.

Электромобили не по карману

Россия, впервые попавшая в ADR (12-е место в рейтинге, индекс 57/130), пока не приняла никаких правил регулирования для тестирования AV (правительство России разрешило тестирование беспилотных автомобилей с 1 декабря 2018 г. на дорогах общего пользования в Москве и Татарстане после выхода отчета Roland Berger - Ведомости). «Хотя архитектура дорожной сети нашей страны очень подходящая, - объясняет Эдуард Черкин. – Это и длинные прямые транспортные коридоры с относительно небольшим количеством трафика и наличие федеральных трасс, на которых действует целый ряд ограничений, в том числе касающихся доступа пешеходов и проезда тяжеловесных транспортных средств».

Россияне выказывают умеренный интерес к робомобилям, отмечается исследовании — тем не мене 50% сказали, что не станут покупать автомобиль, если беспилотное такси будет обходиться дешевле. Но при этом Россия среди лидеров во внедрении связи пятого поколения (5G), которая критически необходима для автономного движения машин.

Китай быстро становится движущей силой глобальных инноваций в автомобильной промышленности, считают в немецкой консалтинговой компании Roland Berger

В России высокий интерес потребителей к альтернативным автомобилю способам передвижения: 70% опрошенных знают хотя бы одного человека, который никогда не владел и не хочет покупать автомобиль, потому что использует другие способы передвижения (например, каршеринг, такси и общественный транспорт). В России этот показатель гораздо выше, чем в Европе (50%), Японии (30%) и США (25%), примерно на уровне Индии и Китая (75%) и Сингапура (80%) .Пользоваться собственным автомобилем в России предпочитают (по пройденной дистанции, в сравнении с общественным транспортом, каршерингом и такси) 50%, в Китае 35%, в Европе — 65%, в США - 85%. В то же время в России самый большой выбор в мультимодальности - у 60% была возможность выбора из нескольких способов передвижения по крайней мере для 40% от всех поездок, которые они совершили - это выше среднего значения 38%.

Электромобили пока не вызывают большого интереса у российских автомобилистов: только 25% рассматривают возможность покупки машины с электроприводом в качестве следующего автомобиля. Среди всех опрошенных этот показатель 35% (рост за полгода 5%). Схожий интерес к электромобилям в Западной Европе: в Германии и Великобритании — 25%, во Франции — 30%. Но рынок электромобилей ЕС на один-два порядка выше российского — там доля электромобилей в общих продажах машин 1,7% (рост на 0,4 п.п. за полтора года), на российском рынке по данным «Автостата», за 10 месяцев 2018 г. продажи новых электромобилей составили 112 шт. (рост на 56%), что самое низкое значение среди рассматриваемых в ADR стран. Рынок новых электромобилей в России пока находится в зачаточном состоянии, выбор моделей электромобилей минимален. Явная динамика лишь у вторичного рынка, где за 9 месяцев 2018 г. импорт удвоился до 1560 шт. (данные «Автостата»).

Китай быстро становится движущей силой глобальных инноваций в автомобильной промышленности, считают в немецкой консалтинговой компании Roland Berger

В Европе потребителей первую очередь останавливает высокая цена электрокаров и, почти в такой же степени, слабая развитость зарядной инфраструктуры. Сходные антистимулы и у россиян, по оценкам Roland Berger, совокупная стоимость владения EV в России на 40-100% (в зависимости от модели) выше аналогов c ДВС. Все преимущества экономии топлива сводятся на нет значительной потерей остаточной стоимости (около 70% за 5 лет) из-за снижения ресурса батареи - самого дорогого компонента электрокара. К тому же, в России у владельца электромобиля нет особых привилегий, как нет у нас и существенных ограничений на использование машин ДВС, соответственно стимулов отказываться от них.

Третье препятствие на пути развития рынка электромобилей в России – это низкое обеспечение инфраструктурой для зарядки электромобилей, отмечает Черкин. В Китае, например, сейчас более 270 000 зарядных станций для электротранспорта, в России — 359. В итоге российский потребитель чаще воспринимает электромобиль как игрушку и редко использует его в качестве основного автотранспортного средства. Треть (34%) российских владельцев электрокаров купили машину в первую очередь ради ее «статусности», подтверждают тезис данные опроса, проведенного НТИ «Автонет». 52% причин покупки EV в России — его экологичность, 11% - экономия, 3% - дизайн.

Туманные перспективы

Вряд ли стоит ожидать прорыва в электромобильности для России в ближайшем будущем, если оставить без изменений намеченную государством цель развития электротранспорта для России: 5% к 2025 г, предусмотренные стратегией развития автопрома. Она зафиксирует еще большее стратегическое отставание от международных рынков, где доля EV и гибридов к 2025 г. ожидается более 35%, а к 2030 г. более 60% (к этому времени доля полностью электрических автомобилей ожидается около 25%), считает Roland Berger.

Но шанс завоевать статус лидера в технологиях новой мобильности у России есть. Эдуард Черкин объясняет это тем, что «мы еще не успели сильно отстать от мировых лидеров в области развития инновационного автопрома, поскольку речь идет о технологиях, которые существуют относительно недавно. Учитывая растущий мировой спрос на электромобили, правительству нужно принимать меры стимулирования рынка EV, предоставлять скидки и льготы, чтобы такая покупка стала выгодной». В пример Черкин приводит правительство Москвы, сделавшее ставку на электробусы и заказавшее их у крупнейших отечественные автоконцернов. «На примере сегмента внутригородской логистики и пассажирских перевозок хорошо видно, что российский рынок готов к электромобилям. Если упустить момент, то через пять лет отсутствие мер господдержки может привести к импорту EV в Россию и к падению загрузки мощностей традиционных автомобильных производств в нашей стране,» считает Черкин.

Пока из новых технологий мобильности в России активно развивается каршеринг, а в Москве можно говорить о взрывном развитии сервиса, говорят исследователи. Инвестиции операторы каршеринга не раскрывают. По оценкам НТИ «Автонет» в Москве они составили около 1,7 млрд руб. за 2,5 года ($26 млн). При этом в России пока довольно низкий уровень проникновения автомобилей для совместного использования (в основном это машины операторов каршеринга) — 1,2% от общего парка машин. По этому уровню Россия похожа на большинство западных стран, например, Великобританию (1,5%) и США (около 2%), но отстает от Индии (3%), Китая (более 10%) и опережающего всех по этому показателю Сингапура – почти 17%.

Китай быстро становится движущей силой глобальных инноваций в автомобильной промышленности, считают в немецкой консалтинговой компании Roland Berger

Участники российского рынка в основном считают недооцененными усилия страны в продвижении новых технологий мобильности. «Нам кажется, что делать исследование о рынке беспилотного транспорта, которое базируется на перечне планируемых инвестиций и обещаниях различных компаний, как минимум некорректно, - считает директор по развитию бизнеса беспилотных автомобилей «Яндекса» Артём Фокин. - Само по себе вложение денег в технологию не гарантирует, что она будет работать». Великобритания, приводит он пример, приняла закон о страховании AV, но об испытаниях этих машин на дорогах общего пользования страны в компании не слышали. При этом в Москве автомобили с 4-м уровнем автономности ездят уже год, отмечает Фокин, а летом в Сколково открылась тестовая зона для беспилотников, где автомобиль можно заказать через приложение, как обычное такси (инженер находится в машине, но сидит не за рулем, а на пассажирском сидении).

Представитель геосервисов «Яндекса» и каршеринга «Яндекс.Драйв» Дмитрий Горчаков считает, что в России каршеринг развивается очень интенсивно - «Яндекс.Драйв» третий в мире по размеру автопарка и второй в Европе. При этом за управление автопарком и тарификацию отвечают алгоритмы. Мультимедийная система «Яндекс.Авто» сейчас единственный конкурент Apple CarPlay и Android Auto на российском рынке, говорит Горчаков. «Яндекс.Авто» встраивается как в автомобили каршеринга, так и в новые автомобили разных производителей, например, Toyota, Nissan, Renault, в перспективе — «АвтоВАЗ», Geely, Hyundai и Jaguar Land Rover. К концу 2019 г. компания планирует встроить «Яндекс.Авто» примерно в 10% новых автомобилей на российском рынке, в 2020-2022 гг. - примерно в 35% выпускаемых машин.

Китай быстро становится движущей силой глобальных инноваций в автомобильной промышленности, считают в немецкой консалтинговой компании Roland Berger

С низкой оценкой России согласна в целом президент Cognitive Technologies Ольга Ускова. «Действительно, положение нашей страны на мировых рынках автомобилей и их сервисов за последние 10 лет не изменилось. Мы также незаметны и не входим не только в лидирующие, но даже и обзорные для исследователей группы производителей ввиду своей отсталости, низкого уровня привлекаемых инвестиций, как со стороны частных финансовых компаний, так и государства, и малому количеству производимых автомобилей. Как потребители технологий новой мобильности, мы также очень отстаем. Неготовность законодательства, отсутствие программ поддержки внутренних производителей в этой зоне, государственного регулирования, страхования и т.д., ставит Россию на последние места в мире».

С учетом географических размеров страны и уровня развития рельсового транспорта, технологического прорыва в России стоит ожидать в создании сервисных систем для РЖД, трамваев, наземных кольцевых дорог, считает Ускова. «Здесь решения, которые представляют российские компании, не просто находятся «на уровне», а на первых местах, и нам есть о чем разговаривать с мировыми лидерами в этой сфере». В автомобильной индустрии России стоит специализироваться на производстве систем AI, продолжает Ускова. «Школа российского AI являлась и является №1 в мире и интерес международных производителей и их поставщиков к российским разработчикам AI крайне высок. По уровню решений мы позиционируемся на уровне Топ-3. Очевидно, что специализация на AI гораздо более интересна с точки зрения выбора стратегии государства, чем производство «железных коробок». Тем более, что она полностью совпадает с мировым трендом развития отрасли, когда автомобиль все больше включает в себя софтовых компонент, при снижении доли харда»

Представители «Камаза» на запрос о комментариях не ответили.