«Яндекс» увеличил продажи своих умных колонок
Однако в целом гаджеты пока приносят компании убытки«Яндексу» удалось увеличить продажи своих умных колонок «Яндекс.Станция» в первом полугодии 2019 г. по сравнению со вторым полугодием 2018 г., когда стартовали продажи устройства. Это следует из данных аналитической компании Canalys, предоставленных «Ведомостям». По оценкам Canalys, за первые шесть месяцев этого года «Яндекс» отгрузил на рынок около 60 000 «Яндекс.Станций» (около 35 000 в I квартале и 25 000 – во втором). А с 10 июля (когда стартовали продажи колонок) до 31 декабря 2018 г. компания поставила около 40 000 устройств.
Сам «Яндекс» не раскрывает данные о продажах и поставках колонок. Представитель «Яндекса» Матвей Киреев сказал лишь, что продажи «Яндекс.Станций» растут. Люди больше узнают об умных колонках и их пользе, регулярно выходят обновления «Алисы», позволяющие, например, управлять устройствами умного дома, объясняет причины роста Киреев.
Успехи «Яндекса» связаны главным образом с партнерствами с другими брендами и компаниями по созданию устройств, работающих с «Алисой», сказал «Ведомостям» старший аналитик Canalys Джейсон Лоу. У «Яндекса» сильная позиция, объясняет Лоу: компания получает поддержку производителей на ранней стадии, поскольку те сами заинтересованы в создании экосистемы в России.
С голосовым помощником работают умные лампочки, розетки, домашние электроприборы разных производителей: Samsung, Philips, Xiaomi, Redmond и др.
Данные об отгрузках могли бы быть правдоподобны, только если Canalys считал в том числе партнерские колонки «Яндекса» с другими производителями, говорит аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. По его данным, совокупно за все время продаж «Яндекс» ввез в Россию около 30 000 станций. Canalys утверждает, что считает поставки на рынок колонки только самого «Яндекса», т. е. «Яндекс.Станции», и не включает партнерские устройства «Алисой», уточнил представитель компании.
Всего с момента старта продаж «Яндекс.Станции» в 2018 г. на руках у пользователей может быть уже более 110 000 устройств, так что цифры Canalys довольно реалистичны, считает директор по маркетингу компании Just AI Юлия Рыжих (занимается разработками технологий разговорного искусственного интеллекта). Компания оценивает динамику рынка умных колонок самостоятельно, следит за темпом роста продаж новых устройств в Китае, США, Европе, ростом аудитории ассистентов и опросами пользователей, на основании чего делает собственный прогноз.
Ритейлеры говорят о росте продаж «Станций», хотя не раскрывают цифры. «Мы видим повышенный интерес покупателей к «Яндекс.Станции», – говорит вице-президент по продажам компании «Связной-Евросеть» Давид Борзилов. «Ситилинк» начал продавать «Станции» в конце марта – начале апреля 2019 г., и за пять месяцев оборот составил более 30 млн руб., говорит руководитель по развитию направления «Умный дом» компании «Ситилинк» Наталья Ворзова. «Ситилинк» продает колонки по стандартной цене – 9990 руб., поэтому можно предположить, что в сети продано уже более 3000 колонок. Спрос растет с каждым месяцем, и на «Яндекс.Станции» он выше, чем на аналоги с «Алисой» от партнеров – у нее лучше технические характеристики и более узнаваемый бренд, говорит Ворзова.
А вот рыночная доля «Яндекса» нестабильна. В конце 2018 г. доля компании на рынке колонок в Центральной и Восточной Европе была 14,3%, по итогам I квартала 2019 г. доля российской компании взлетела до 44%, но во II квартале снизилась до 21%. Все производители за первое полугодие 2019 г. поставили в Европу 200 000 колонок. Лидирует Amazon с долей рынка 64%.
В I квартале «Яндекс» впервые раскрыл выручку от продажи своих гаджетов, она составила 222 млн руб. Но это также продажи «Яндекс.Телефона» и некоторых устройств с предустановленным голосовым помощником «Алиса», долю которых представитель «Яндекса» не раскрывает. За первое полугодие 2019 г. продажи гаджетов принесли «Яндексу» 413 млн руб. выручки. Однако этот бизнес убыточен для компании: отрицательный вклад в EBITDA компании составил 293 млн руб. за полгода, следует из отчета за II квартал.