«Яндекс» представил новые умные колонки под управлением «Алисы»

Такие устройства впервые появятся в официальных российских розничных сетях
«Алиса» в колонке Irbis различает голос, только если пользователь говорит прямо в микрофон – во всяком случае, если вокруг шумно, обнаружила корреспондент «Ведомостей»
«Алиса» в колонке Irbis различает голос, только если пользователь говорит прямо в микрофон – во всяком случае, если вокруг шумно, обнаружила корреспондент «Ведомостей» / Андрей Гордеев / Ведомости

На российском рынке появятся сразу две новые умные колонки с поддержкой голосового помощника «Яндекс.Алиса» – об этом вчера объявил директор по экспериментальным продуктам «Яндекса» Константин Круглов. Колонки представлены двумя российскими брендами электроники – Irbis и Dexp, отметил он. По его словам, колонка Irbis A будет продаваться в магазинах «М.видео», а Dexp Smartbox – в DNS. Стоить они будут одинаково – 3290 руб. Когда начнутся продажи, Круглов не сказал. Продажи Irbis A начнутся в течение ближайших нескольких месяцев, утверждает представитель «М.видео-Эльдорадо» Валерия Андреева.

Собственную колонку с поддержкой «Алисы» – «Яндекс.Станция» – поисковик представил в мае этого года: стоит она 9990 руб. В отличие от «Яндекс.Станции» новые колонки нельзя подключать к телевизору и звук у них слабее, прокомментировал Круглов разницу между старым и новыми устройствами. Например, у Irbis A только один динамик мощностью 2 Вт и два микрофона против пяти динамиков совокупной мощностью 50 Вт и семи микрофонов у «Станции». Из-за этого «Алиса» в колонке Irbis различает голос, только если пользователь говорит прямо в микрофон – во всяком случае, если вокруг шумно. В этом корреспонденты «Ведомостей» убедились на показе нового устройства. Колонка Dexp представлена не была.

Вечеринки с новыми колонками не получится – но они подойдут для решения ежедневных задач и проигрывания музыки в спальне, прокомментировал Круглов их возможности. Но зато низкая цена позволит познакомиться с «Алисой» большему количеству пользователей, надеется он.

Первым умную колонку Echo в 2014 г. выпустил Amazon. Компания также предлагает сторонним производителям колонок встраивать в них свой голосовой помощник Alexa. Поддерживающие его колонки выпускают Bose, Sonos и др. По данным Strategy Analytics, в начале 2017 г. Amazon занимал 82% мирового рынка умных колонок в штуках. Но уже в I квартале 2018 г. его доля снизилась до 43,6%, зато вдвое (до 26,5%) выросла доля Google с его колонкой Google Home – до 26,5%. Всего в I квартале 2018 г. производители поставили на мировой рынок 9,2 млн умных колонок, что в 4 раза больше, чем годом раньше.

Умные колонки впервые появятся в официальной российской электронной рознице, отмечает Андреева. Устройства Amazon Echo и Google Home можно заказать в Россию, но официально их никто не импортирует, рассказывает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. «Яндекс.Станция» продается только в собственном магазине «Яндекса», на «Яндекс.Маркете» и на маркетплейсе «Беру» (совместный проект поисковика и Сбербанка).

Спрос на новые колонки Круглов прогнозировать не стал. Также он не сказал, сколько «Станций» уже продал поисковик. Представитель Irbis Ирина Карпушева также не назвала размера первой партии умных колонок. Производитель и «Яндекс» учли ажиотажный спрос на «Яндекс.Станцию», утверждает она. В первые часы после начала предзаказа на «Яндекс.Станцию» поисковик получил свыше 20 000 заявок, сообщала ранее компания.

Кусков сомневается, что умные колонки будут востребованы. Пока колонки с «Алисой» не решают, в отличие от Echo, практических задач: например, с их помощью нельзя заказывать товары в интернете, объясняет он.

Умные колонки ближе всего к сегменту портативных аудиоколонок, спрос на которые растет, считает Андреева. По ее словам, за первые девять месяцев 2018 г. спрос на такие устройства в России вырос на 70–80% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года как в денежном, так и в штучном выражении.

Представители DNS и Dexp не ответили на вопросы «Ведомостей».

«Алиса» в колонке Irbis различает голос, только если пользователь говорит прямо в микрофон – во всяком случае, если вокруг шумно, обнаружила корреспондент «Ведомостей»