МТС купила киностудию за 2 млрд рублей
Компания планирует создавать контент самостоятельно и вместе с партнерамиМТС купила у другой «дочки» АФК «Система» – компании «Бизнес-недвижимость» – кинопроизводственный комплекс, говорится в полугодовой отчетности оператора. Сумма сделки составила 2 млрд руб. Эту информацию подтвердил через представителя гендиректор «Бизнес-недвижимости» Вячеслав Хван.
Кинопроизводственный комплекс «Кинополис» объединяет шесть павильонов площадью 3700 кв. м, студии звукозаписи и компьютерной графики, производство декораций, реквизитные мастерские. Он также сдает в аренду съемочное оборудование и автопарк, занимается обработкой пленки, добавлением спецэффектов, монтажом и т. д. В разное время студия оказывала услуги при производстве фильмов «Родина», «Утомленные солнцем – 2», «Елки», сериалов для «Первого канала» и «России». После сделки киностудия продолжит работать и с другими заказчиками, но МТС планирует максимально загрузить ее собственными проектами, отмечает представитель оператора Алексей Меркутов.
МТС собирается в среднесрочной перспективе выйти на рынок производства контента по партнерской модели и это первая сделка для развития этого направления бизнеса, отмечает Меркутов. «На первом этапе мы говорим больше про сопродюсирование – о готовности заходить в эту историю [кинопроизводство] вместе с другими игроками, инвестировать в контент и потом делить его на своих платформах. А дальше будем смотреть», – рассказывал президент МТС Алексей Корня в интервью «Ведомостям» в июле. В дальнейшем МТС не исключает и производства контента полностью собственными силами в новом подразделении MTS Studio, уточнил Меркутов.
У МТС есть все основные каналы подключения клиентов к телевидению: около 4 млн абонентов спутникового, кабельного и IPTV, еще столько же пользователей телевизионной OTT-платформы («телевидение через интернет». – «Ведомости») МТС ТВ, говорил Корня. По его мнению, такой абонентской базы достаточно для продвижения нового собственного контента.
Для успешного выхода на рынок и продвижения своего контента МТС необходимо активно рекламировать будущий продукт, рассуждает гендиректор продюсерской компании «Клевер» Илья Бачурин. Это независимый от производства контента процесс, на который требуется минимум год, объясняет он: не подготовив аудиторию к выходу продукта, нет смысла его выпускать, поскольку инвестиции могут не окупиться.
АФК «Система» долго искала покупателей для этой киностудии на рынке, знает Бачурин: более пяти лет назад это был один из крупнейших активов на рынке, но его бизнес-модель не оправдалась, корпорация не смогла достаточно загрузить мощности. Сумма сделки значительно меньше инвестиций АФК в актив, но ее все равно можно назвать удачной, полагает Бачурин: МТС может загрузить киностудию заказами, которых не хватало у АФК, а продавец получит за киностудию больше, чем мог бы получить на рынке. Чтобы запустить проект в 2008 г., АФК с партнерами вложили в него $100 млн.
«Глобальный тренд в том, чтобы выстраивать вертикально-интегрированную историю. Есть пример Disney, который, как производитель контента, сказал, что у него теперь будет свой канал доставки. Или, наоборот, Apple TV, Amazon, которые сказали, что у них есть свое телевидение, мотивированные клиенты – и они будут создавать смыслы. В какой-то степени и пример «Яндекса». Поэтому для нас совершенно естественно идти в вертикальную историю – от каналов до работы с контентом».
МТС намерена наращивать базу абонентов, предлагая им фильмы, сериалы и программы собственного производства с эксклюзивными правами на их показ, отмечает Меркутов. МТС сможет предложить не только каналы распространения контента, но и мощности киностудии, объяснил он. Раскрывать более точные планы использования «Кинополиса» представитель оператора отказался.
Представитель АФК «Система» заявил, что напрямую корпорация не владеет иными медиаактивами, от других комментариев он отказался. «Бизнес-недвижимость» продала «Кинополис», поскольку избавляется от непрофильных активов, передал Хван через представителя. По его словам, вырученные от сделки деньги будут потрачены на инвестиционную программу компании и ее текущую деятельность.
«Ростелеком» пробует разные форматы эксклюзивного контента для интерактивного телевидения и OTT-видеосервиса, рассказывает его представитель. Пока оператор выбирает форматы, которые не предполагают больших затрат, но позволяют привлекать новую аудиторию, объясняет он: например, «Ростелеком» начал сотрудничать с Дмитрием Пучковым (Гоблином), чтобы делать эксклюзивные переводы фильмов. Хотя создание фильмов и сериалов – это большие деньги и риски, «Ростелеком» не исключает для себя участия в долевом софинансировании контента с приоритетами в показе на его сервисах, заявляет представитель госкомпании.