Snapchat впервые вошел в топ-5 социальных сетей в России

Американская соцсеть попала в рейтинг благодаря падению аудитории «Моего мира»
Snapchat теперь пятая по размеру социальная сеть в России
Snapchat теперь пятая по размеру социальная сеть в России / Евгений Разумный / Ведомости

Snapchat теперь пятая по размеру социальная сеть в России, следует из данных MediaScope за июнь 2019 г. Этот сервис очень популярен у подростков в США, но в России впервые вошел в список крупнейших соцсетей. MediaScope оценивает аудиторию интернет-проектов на настольных компьютерах и на мобильных устройствах среди пользователей 12–64 лет, проживающих в городах с населением более 100 000 человек.

Именно Snapchat первым запустил и придумал так называемый формат «историй» – публикацию фото и видео, которые исчезают спустя сутки после их публикации. Сейчас «истории» активно используют Instagram, Facebook и российская соцсеть «В контакте». В 2017 г. компания провела IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже, всю компанию оценили в $25 млрд. В понедельник на 20.00 мск капитализация компании составляла $22,2 млрд. Больше всего Snapchat популярен у американских пользователей, а молодые люди 12–17 лет предпочитают его любой другой соцсети. Так, в 2018 г. хотя бы раз в месяц Snapchat пользовались больше 16 млн подростков в США, а Instagram и Facebook – 12,8 млн и 11,5 млн соответственно, сообщала аналитическая компания eMarketer. Если брать аудиторию всех возрастов, то на Snapchat приходится больше трети всех пользователей соцсетей в США, это четвертый показатель после Facebook, Instagram и Pinterest. Впрочем, недавно eMarketer предупредил инвесторов Snapchat, что в этом году сервис впервые может потерять аудиторию. Аналитики сослались на многочисленные жалобы на новый интерфейс сервиса, который стал доступен всем его пользователям в 2018 г.

Российская аудитория Snapchat выросла вдвое за последние полгода, следует из данных MediaScope: в декабре 2018 г. этим сервисом пользовалось 1,7 млн жителей крупных городов, а в июне 2019 г. – 3,2 млн. Но отрыв от лидеров рейтинга все еще очень велик: аудитория «В контакте» составляет 37,9 млн человек, Instagram – 30,6 млн, «Одноклассников» – 23,1 млн, Facebook – 21,6 млн. Их позиции в рейтинге MediaScope за прошедшие полгода не менялись.

В списке крупнейших соцсетей России Snapchat занял место «Моего мира». Этот сервис был запущен в 2007 г. и входит в Mail.ru Group. Сервис объединил контент нескольких проектов Mail.ru на тот момент – «Видео.Mail.ru», «Фото.Mail.ru», «Блоги.Mail.ru» и т. д. Несколько лет эта соцсеть была очень популярной, но в последние годы ее аудитория снизилась практически на порядок. В ноябре 2014 г. месячная аудитория «Моего мира» среди пользователей настольных компьютеров по всей России составляла 25 млн человек, в начале 2016 г. же не превышала 18 млн человек, а к лету 2017 г. сократилась до 9 млн человек. В июне 2019 г. у «Моего мира» осталось 5 млн таких пользователей.

Mail.ru никогда отдельно не раскрывала выручку «Моего мира», поэтому понять, как изменились доходы соцсети, нельзя.

«Мой мир» для Mail.ru Group сейчас нишевый проект, заявил «Ведомостям» представитель холдинга. Он не ответил на вопрос о причинах падения аудитории сервиса, но заметил, что, до тех пор пока холдинг видит интерес людей к этому продукту, Mail.ru будет его поддерживать.

Скорее всего, снижение интереса самого холдинга к «Моему миру» связано с гораздо более активным развитием двух других его соцсетей. В 2007 г. холдинг купил «Одноклассников», а в 2014 г. получил контроль над крупнейшей российской соцсетью «В контакте».

Пока у «Моего мира» остается заметная аудитория и проект не приносит убытков, холдинг продолжит его поддерживать, соглашается аналитик ВТБ Владимир Беспалов. Но развитием сети Mail.ru уже давно не занимается, сосредоточившись на «В контакте» и «Одноклассниках». Перспективы Snapchat он называет туманными – компания явно не рассматривает Россию как стратегический рынок и вряд ли пересмотрит свою позицию в ближайшее время из-за высокого уровня регулирования, в том числе требования хранить данные пользователей внутри страны. Поэтому, скорее всего, Snapchat так и останется нишевой социальной сетью, заключает Беспалов. Представитель Snapchat не ответил на запрос «Ведомостей».

Исправленная версия. Уточнены данные по аудитории «Моего мира».