Россия посчитает онлайн-зрителей фильмов и сериалов

Продюсеры и Минкульт хотят создать государственную систему учета зрителей в интернете
Продюсеры при поддержке Минкульта предлагают запустить систему учета интернет-просмотров
Продюсеры при поддержке Минкульта предлагают запустить систему учета интернет-просмотров / Александра Астахова / Ведомости

Гендиректор продюсерской компании «Дирекция кино» Анатолий Максимов на заседании правительственного совета по кино предложил ввести в России государственную систему учета просмотров фильмов и сериалов в интернете, рассказали «Ведомостям» три участника совета. Об этом же говорил и министр культуры Владимир Мединский. Идею поддержали и другие продюсеры и чиновники, в том числе премьер Дмитрий Медведев, утверждают собеседники «Ведомостей». Медведев по итогам совета даст поручение Минкульту и Минсвязи проработать соответствующие поправки в законодательство, полагают источники «Ведомостей».

Мединский подтвердил «Ведомостям», что запуск системы учета просмотров в интернете – совместная идея министерства и киноиндустрии.

«Минсвязи уже занималось этим вопросом, мы проводили встречи с продюсерами и онлайн-площадками, – говорит заместитель министра связи Алексей Волин. – Мы считаем, что общий счетчик обеспечит прозрачность индустрии и очень важен для ее развития».

Сейчас в России действует единая государственная система учета билетов в кино (ЕАИС), в которую все кинотеатры обязаны передавать данные о всех проданных ими билетах. Управляет этой системой государственный Фонд кино, данные кинотеатров публичны и являются главным источником данных о кинорынке в стране.

За последние годы рынок изменился: все больше зрителей смотрят фильмы в интернете – в онлайн-кинотеатрах, а также через сервисы Apple и Google. Онлайн-кинотеатры передают продюсерам, особенно российским правообладателям, лишь небольшую часть данных о просмотрах фильмов и сериалов, неоднократно жаловались кинокомпании.

Теперь продюсеры при поддержке Минкульта предлагают запустить аналогичную систему учета интернет-просмотров. Установку такого счетчика зрителей они предлагают сделать обязательной для всех легальных онлайн-кинотеатров, работающих в рунете.

Онлайн-сервисы, которые не установят счетчик, будут признаны нелегальными, рассчитывают авторы инициативы. Это позволит, в частности, удалять ссылки на такие сервисы из выдачи поисковиков, объяснил «Ведомостям» один из продюсеров. Соответствующие поправки в законодательство разработает Минкульт.

Данные о бесплатных просмотрах и покупках сериалов и фильмов в интернете очень важны для продюсеров и телеканалов, чтобы понять, как лучше зарабатывать в сети, как интернет-аудитория воспринимает те или иные картины, как ее восприятие отличается от восприятия зрителей в кинотеатрах, объясняли «Ведомостям» руководители трех медиакомпаний. Поэтому продюсеры хотят, чтобы правообладатели получили доступ к данным об интернет-показах не только своего контента, но и в целом по рынку.

Наконец, по крайней мере часть российских продюсеров намерена использовать полученные данные для усиления своей позиции в переговорах с кинотеатрами. Они считают, что выплаты онлайн-кинотеатров несправедливо малы по сравнению с выплатами поставщикам иностранного контента. Сотрудники онлайн-кинотеатров опровергали в разговоре с «Ведомостями» эти претензии: по и словам, выплаты конкретным продюсерам зависят прежде всего от востребованности их контента.

Как будет работать счетчик

Перед заседанием представители Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) передали свои предложения по запуску системы ряду онлайн-кинотеатров, рассказали «Ведомостям» сотрудники нескольких медиакомпаний.

Измеритель продаж фильмов и сериалов в интернете – российское программное обеспечение, которое в режиме реального времени собирает данные о продажах и просмотре контента, указано в описании новой системы («Ведомости» ознакомились с документом). Среди данных, которые рассчитывают получать продюсеры: число покупок того или иного фильма или сериала, количество просмотров, если контент предоставляется по рекламной модели и бесплатен для зрителя, когда и откуда был совершен просмотр или покупка, данные об устройстве (компьютер, смартфон, Smart TV) зрителя.

Установка такого счетчика не потребует от онлайн-сервисов значительных усилий и затрат, настаивают продюсеры.

В ноябре 2018 г. по инициативе АПКиТ Волин провел совещание с участием продюсеров и онлайн-кинотеатров о запуске системы учета интернет-просмотров. Продюсеры после встречи рассказывали «Ведомостям», что онлайн-кинотеатры согласились уже зимой 2019 г. начать передачу по крайней мере части данных, запрошенных продюсерами. Внесения изменений в законодательство для этого не потребуется, объясняли собеседники «Ведомостей»: это договорные отношения продюсеров и видеосервисов. Продюсеры также говорили, что онлайн-кинотеатры предварительно согласились использовать конкретный софт – счетчик аналитической компании Nielsen.

У представителей онлайн-кинотеатров осталось другое впечатление от встречи: они были уверены, что согласились лишь разработать возможный подход к передаче данных, говорили они «Ведомостям».

С тех пор ничего не изменилось, жаловались недавно «Ведомостям» продюсеры. Они потеряли надежду быстро договориться с онлайн-кинотеатрами и решили использовать административный ресурс в виде Минкульта, который готов разработать поправки в законодательство, обязательные для исполнения всеми онлайн-сервисами.