«Яндекс» начал снимать сериалы

Он покажет «Министерство» о чиновниках и коррупции и детектив «Водоворот»
У «Яндекса» есть небольшой опыт продюсирования контента
У «Яндекса» есть небольшой опыт продюсирования контента / Андрей Гордеев / Ведомости

«Яндекс» запускает производство оригинальных сериалов, рассказали «Ведомостям» источники в нескольких медиакомпаниях. По их словам, сотрудники «Яндекса» в поисках проектов с конца прошлого года активно общаются с продюсерами, интернет-компания намерена в этом году заказать производство от восьми до 10 сериалов и, вероятно, показать свои первые проекты в начале 2020 г. Решение о запуске собственного производства на постоянной основе «Яндекс» примет по итогам показа первых проектов, знают два собеседника «Ведомостей».

«Сейчас «Яндекс.Студия» ведет переговоры с разными компаниями о производстве фильмов, сериалов и шоу в разных жанрах, но подробности мы раскрывать пока не готовы», – подтверждает директор по развитию медиасервисов «Яндекса» Ольга Филипук.

«Яндекс» заказывает сериалы для развития своего онлайн-кинотеатра и прежде всего увеличения числа платных подписчиков, знают собеседники «Ведомостей». Онлайн-кинотеатр на базе «Кинопоиска» интернет-компания запустила год назад, пользователи могут смотреть здесь фильмы и сериалы в обмен на рекламу либо по подписке. Число подписчиков этого сервиса и затраты на покупку контента компания не раскрывает.

«Яндекс.Копия»

Большинство онлайн-кинотеатров предлагают контент, который покупают у телеканалов и кинокомпаний. Но лучше всего привлекает внимание пользователей именно оригинальный контент, который есть только у этой площадки, объясняли «Ведомостям» сотрудники многих медиакомпаний. Тут «Яндекс» следует опыту крупных американских онлайн-сервисов – Netflix и Amazon. Обе занялись производством контента в 2011 г. и уже в 2013–2015 гг. выпустили сериалы, которые стали культовыми: «Карточный домик», «Оранжевый – хит сезона», «Босх», «Человек в высоком замке». Вышедший в 2013 г. «Оранжевый – хит сезона» стал главным хитом Netflix на тот момент и привлек миллионы подписчиков, сообщал сервис. Только первый сезон «Человека в высоком замке» добавил Amazon в 2015 г. 1,2 млн новых подписчиков.

Сейчас крупнейшие американские онлайн-сервисы тратят на производство своих сериалов больше, чем на покупку чужих. Netflix планировал в 2018 г. отдать на оригинальные сериалы и фильмы 85% из $8 млрд общих затрат на контент.

В России единственный пока пример производства сериалов независимой от телехолдингов интернет-компанией – комедийный проект «Пять с плюсом», который снимает социальная сеть «Одноклассники».

«Яндекс.Черновик»

У «Яндекса» есть небольшой опыт продюсирования контента. Его студия – сопродюсер трех фильмов: «Черновик» и «Без меня» вышли в кинотеатрах в 2018 г., их производственные бюджеты 280 млн и 75 млн руб. соответственно. Хоррор «Тварь» стартует в кинотеатрах в марте.

Кроме того, «Яндекс» в прошлом году выпустил две программы, аналогичные телевизионным: музыкальное и новогоднее шоу. Их показатели компания не раскрывает, источники «Ведомостей» рассказывали, что производственный бюджет таких программ составлял десятки миллионов рублей. Таким образом, затраты «Яндекса» на оригинальный контент не превышают нескольких сотен миллионов рублей. К октябрю 2018 г. на счетах «Яндекса» скопилось 93,5 млрд руб. свободных средств, следует из его отчета. Даже если компания потратит на производство контента 5% этой суммы, это будет сопоставимо с годовыми затратами на десятки сериалов крупного телеканала в России, говорят топ-менеджеры двух телехолдингов. Но чтобы выпускать 8–10 качественных сериалов уровня крупнейших телеканалов, «Яндексу» хватит 1,5 млрд руб. в год, рассуждают они.

«Яндекс.Министерство»

«Ведомости» нашли шесть продюсеров, с которыми «Яндекс» вел или продолжает вести переговоры. Как минимум по двум проектам достигнуты финальные договоренности. Это проект телекомпании «Среда» Александра Цекало под названием «Министерство» о чиновниках и коррупции, его режиссер – Роман Волобуев (он от комментариев отказался), рассказали два собеседника «Ведомостей». Представитель «Среды» это подтвердил. Детективный сериал «Водоворот» снимет для «Яндекса» компания Mars Media Рубена Дишдишяна, режиссер – Андрей Стемпковский, знают два других собеседника «Ведомостей». Знакомый Дишдишяна подтвердил, что «Яндекс» заказал Mars Media сезон «Водоворота». Дишдишян отказался от комментариев, сославшись на договоренности с партнером.

Еще один продюсер рассказал, что предварительно договорился с «Яндексом» о съемке пилотной серии проекта. Два продюсера сообщили, что их проекты обсуждаются внутри «Яндекса». Почти все собеседники «Ведомостей» просили не раскрывать их имена, поскольку сотрудники «Яндекса» настаивают на неразглашении даже самого факта переговоров.

«Яндекс.Сериал»

Интернет-сервисы могут производить сериалы, которые нельзя показывать на российском ТВ, объяснял продюсер Александр Роднянский: на остросоциальные и политические темы, с более жесткими сценами и лексикой, с более откровенным сексом – и тем самым привлекать аудиторию. Впрочем, «Яндекс» как раз не готов рисковать с остросоциальными темами и резкими политическими заявлениями, говорят два продюсера со ссылкой на сотрудников интернет-компании. Другой продюсер указывает, что в сериале, о котором он предварительно договорился с «Яндексом», много жестких сцен, которые вряд ли можно было показать даже поздним вечером на федеральном канале. Возможность работать с новыми форматами он называет одним из преимуществ работы с «Яндексом».

«Яндекс» уверяет, что готов тратить на сериалы бюджеты, сопоставимые с крупными каналами, подтверждают продюсеры. Серия, по словам менеджеров телеканалов, может стоить до 15 млн руб.

Продюсеры радуются: появился еще один заказчик сериалов – из-за стагнации на рынке телерекламы каналы сокращают бюджеты и задерживают платежи. Из всех независимых онлайн-кинотеатров в России у «Яндекса» больше всего шансов преуспеть в производстве и показе оригинального контента, рассуждают они, из-за масштаба компании, технической продвинутости сервисов, знания предпочтений пользователей.

Главная же проблема «Яндекса» – отсутствие экспертизы в контенте в целом и отсутствие профессиональных продюсеров среди сотрудников компании, что, несомненно, скажется на отборе и качестве проектов, рассуждают собеседники «Ведомостей» («Яндекс» это не комментирует). Это сильно увеличивает риски производства контента.