Рекорд продаж смартфонов в России побит
В 2018 году россияне купили не менее 29 млн таких устройствВ прошлом году в России продано около 30 млн смартфонов, по сравнению с позапрошлым годом их продажи в штуках выросли примерно на 3%. Такие данные содержатся в материалах объединенной розничной сети «Связной-Евросеть». По прогнозу МТС, говорит ее представитель Алексей Меркутов, продажи в 2018 г. также выросли на 3% и составили 30 млн смартфонов.
Предварительная оценка «М.видео-Эльдорадо» – 29–30 млн, подтверждает оценки коллег представитель этой объединенной розничной сети Валерия Андреева.
По предварительной оценке Mobile Research Group, в прошлом году в России было продано 29,5 млн смартфонов.
Население России составляет 146 млн человек, так что смартфон в 2018 г. купил каждый пятый россиянин.
Несмотря на небольшую разницу в абсолютных показателях, представители «Связной-Евросети», «М.видео-Эльдорадо», МТС, а также ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин сходятся в одном: рекорд продаж смартфонов, установленный в 2017 г., побит. Тогда в России было продано 28–28,5 млн смартфонов (+5% к 2017 г.), рассказывали «Ведомостям» представители «М.видео», «Евросети» и МТС.
Снижение темпов роста рынка в натуральном выражении вице-президент по продажам «Связной-Евросети» Давид Борзилов связывает с насыщением рынка. Но рост в деньгах продолжается, передал он «Ведомостям». По предварительной оценке «Связной-Евросети», в 2018 г. по сравнению с 2017 г. оборот рынка вырос на 17% и достиг 469 млрд руб.
До 2017 г. рекорд продаж смартфонов в российской рознице удерживал 2014 год. Тогда, по данным «М.видео», было продано 27,5 млн аппаратов. Во многом благодаря ажиотажному спросу на дорогую электронику, в том числе и смартфоны, вызванному обвалом рубля, объясняли тот рекорд опрошенные «Ведомостями» представители ритейлеров.
Росту продаж смартфонов в натуральном выражении способствует активная ценовая конкуренция производителей и ритейлеров, считает Андреева. Китайские бренды в 2018 г. расширили продуктовые линейки, что позволило им занять новые ниши – в том числе в высоких ценовых сегментах, утверждает она. Программы ритейлеров, позволяющие обменивать старые телефоны на новые (trade-in) или платить в рассрочку, также позитивно влияют на продажи, считает Андреева.
Муртазин согласен, что рассрочка и trade-in, получивший массовое распространение в сотовой рознице в прошлом году, способствовали росту продаж. Сюда следует добавить и кэшбэк, продолжает он, который предлагают операторы при покупке аппаратов в их салонах. Говорит Муртазин и о снижении цен на популярные модели в ходе маркетинговых акций производителей и ритейлеров. Все это способствовало тому, что пользователи смартфонов дешевле 30 000 руб. (а на них приходится около 60% продаж смартфонов в России) стали чаще менять телефоны. Если в 2017 г. срок службы заменяемого аппарата этой категории составлял в среднем 18 месяцев, то в 2018 г. – 12 месяцев, утверждает Муртазин.
Потребители действительно стали чаще менять аппараты дешевого и среднего ценового сегмента, согласен гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Этому способствуют программы рассрочки, trade-in и т. п., подтверждает он мнение коллег, а те, кто пользовался аппаратами стоимостью до 30 000 руб., все чаще мигрируют в более высокие ценовые сегменты. Кусков ссылается на общее мнение, что чем дороже аппарат, тем он надежнее и технологичнее, а запросы пользователей смартфонов растут.
Каждый год появляются все более технологически совершенные модели, которые дают пользователям все новые возможности – именно такие аппараты стимулируют рост рынка в деньгах, утверждает Борзилов.
По прогнозу Муртазина, если финансовые инструменты, привлекающие покупателей смартфонов, в этом году будут по-прежнему популярны, а интенсивность маркетинговых акций не снизится, то можно ожидать дальнейшего роста продаж смартфонов. Если нет – продажи, скорее всего, сохранятся на отметке 26–30 млн аппаратов за год, считает он.
Борзилов также прогнозирует рост рынка и в этом году.