В Москве стали меньше звонить по мобильным телефонам
Общение перетекает в мессенджеры и социальные сетиЗа первые девять месяцев 2018 г. мобильный голосовой трафик в Москве снизился по сравнению с аналогичными периодами по меньшей мере с 2010 г. Об этом говорит статистика Минкомсвязи. Если в январе – сентябре 2017 г. московские абоненты говорили 47,16 млрд минут, то за тот же период нынешнего года – чуть больше 47,11 млрд, подсчитало Минкомсвязи. За первые девять месяцев 2016 г. этот показатель составил чуть более 46,5 млрд минут.
Более сильное падение голосового трафика произошло в I квартале 2018 г. – москвичи говорили примерно на 900 000 минут меньше, чем в I квартале 2017 г. Во II квартале голосовой трафик несколько вырос по сравнению с прошлым годом, но в III квартале снизился вновь.
За первые девять месяцев 2018 г. примерно на 1,4% снизился голосовой трафик и в Санкт-Петербурге – он составил чуть больше 18 млрд минут. В целом по России трафик мобильной телефонии если и не растет, то по меньшей мере не падает, следует из материалов Минкомсвязи. За первые три квартала 2017 г. все российские пользователи сотовой связи выговорили 333,3 млрд минут, тогда как за аналогичный период 2018 г. – 333,7 млрд.
Отдельно московские показатели сотовые операторы не раскрывают – кроме того, ни МТС, ни «Мегафон», ни «Т2 РТК холдинг» (работает под брендом Tele2) не обнародуют показатель MoU (minutes of use – количество потраченных абонентом минут). Из отчета материнского холдинга «Вымпелкома» Veon следует, что MoU его российских абонентов в III квартале 2018 г. по сравнению с III кварталом 2017 г. снизилось на 3,1% и составило 315 минут.
Одновременно и отдельно в Москве, и в целом по России растет трафик мобильного интернета. Рост по всей стране за первые девять месяцев этого года превысил 57% – за год интернет-трафик достиг 7,1 млрд Гб, следует из материалов Минкомсвязи. По Москве зафиксирован еще более быстрый рост – около 70%, трафик достиг 1,23 млрд Гб.
Правда, мобильные операторы снижения интереса к голосовой связи в Москве не отмечают. В Московском регионе голосовой трафик абонентов МТС за девять месяцев 2018 г. в сравнении с девятью месяцами 2017 г. стабилен, утверждает ее представитель Алексей Меркутов.
По итогам III квартала потребление голоса в Москве по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. у «Вымпелкома» даже немного выросло, а в целом по стране незначительно снизилось, говорит его представитель Анна Айбашева.
Не зафиксировано снижения голосового трафика в Московском регионе, утверждает представитель Tele2, по стране потребление также осталось на прежнем уровне. Tele2 продолжает набирать абонентскую базу и услуги оператора выбирает в том числе многоговорящая аудитория, которая предпочитает традиционные звонки, объясняет он.
О стабильности голосового трафика говорит и представитель «Мегафона», но замечает, что ощущается уверенный рост популярности мессенджеров для голосовых звонков. Представитель Tele2 также отмечает 10-кратный рост количества голосовых звонков в мессенджерах среди активных пользователей интернета в июне этого года по сравнению с июнем прошлого года.
Спад голосового трафика может быть связан с тем, что люди все меньше общаются с помощью традиционной телефонии, считает гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов: звонки замещаются голосовым и текстовым общением в мессенджерах и социальных сетях.
По данным опроса EY, в феврале 8% россиян чаще пользовались для звонков мессенджерами, чем коммутируемым соединением, предполагающим набор номера; 31% опрошенных звонили через мессенджеры по меньшей мере не реже, чем по телефону.
Общение абонентов действительно переходит в мессенджеры, согласен гендиректор Telecom Daily Денис Кусков: снижению количества выговариваемых минут способствует и то, что на массовых тарифах в пакете относительно немного голосового трафика.
В марте 2018 г. «дочка» «Мегафона» «Скартел» (бренд Yota) предложила тариф, в котором можно отказаться от голосовой связи и интернета, оплачивая только безлимитный трафик мессенджеров и соцсетей. На него уже перешло 16% пользователей в Москве и области, где действует эта опция, рассказывал в ноябре директор Yota по продукту «Смартфон» Артемий Пономарев.
Об устойчивой тенденции к снижению голосового трафика пока говорить не приходится, уверен управляющий партнер AC&M-Consulting Михаил Алексеев, а некоторые колебания можно объяснить неблагоприятной макроэкономической ситуацией и спадом деловой активности в стране. Но расти голос точно не будет, уверен Алексеев. Частные переговоры и переписка мигрируют в онлайн-сервисы, туда же стремится и бизнес-связь: банки, розничные сети и прочие все чаще выстраивают общение с клиентами через мобильные приложения и интернет-порталы, заключает Алексеев.