«Яндекс» запускает рейтинг самых популярных сайтов рунета

Конкуренты в нем участвовать не хотят
Если площадка откажется участвовать в рейтинге, «Яндекс» все равно оценит ее аудиторию с помощью «Яндекс.Браузера» и его расширений
Если площадка откажется участвовать в рейтинге, «Яндекс» все равно оценит ее аудиторию с помощью «Яндекс.Браузера» и его расширений / Максим Стулов / Ведомости

«Яндекс» проводит закрытое бета-тестирование рейтинга самых популярных площадок рунета под названием «Топ сайтов», рассказали «Ведомостям» сотрудники нескольких медиакомпаний, участвующих в тесте. До конца года тест завершится, и «Яндекс» опубликует открытый рейтинг 10 000 сайтов.

Из этого общего рейтинга можно будет выделять самые популярные проекты по тематике, полу, возрасту и доходам пользователей, сказано в презентации проекта, с копией которой ознакомились «Ведомости». (Подлинность сведений подтвердили сотрудники медиакомпаний.) Аудиторию каждой площадки, в том числе прямых конкурентов, Google и Mail.ru Group, «Яндекс» рассчитает по собственным данным и будет обновлять ежедневно.

«Яндекс» ведет работу над «Топом сайтов», подтвердил представитель поисковика: «Мы хотим создать инструмент, полезный всем».

Большинство площадок в рунете зарабатывает на рекламе, их доходы напрямую зависят от числа контактов с пользователями, которые они могут предоставить рекламодателям, и, соответственно, от оценки числа таких контактов. Сайты меряют аудиторию счетчиками – Google Analitics, «Яндекс.Метрика», Mediascope и т. д.

В открытом доступе – только данные Mediascope. Рекламодатели не используют их, размещая объявления или ролики, но ориентируются на них при выборе площадки, сравнении с телеаудиторией, аудите кампании и т. д. – эта статистика принята всей индустрией.

Рейтинги сайтов с начала 2000-х гг. публикуют Rambler, Mail.ru и Liveinternet, но, по словам опрошенных «Ведомостями» сотрудников медиакомпаний и рекламных агентств, ими практически не пользуются рекламодатели, в том числе потому, что в них нет данных о «Яндексе» или Google. «Топ сайтов» от «Яндекса» станет альтернативой отчетам Mediascope, полагают собеседники «Ведомостей». Точные данные «Яндекс» опубликует об аудитории тех площадок, которые пользуются его метрикой и разрешат раскрыть информацию. Как сказано в презентации, метрика обсчитывает больше 80% посещений сайтов в рунете, и поисковику необходимо уговорить медиакомпании дать разрешение на публикацию данных.

Если площадка откажется, «Яндекс» оценит ее аудиторию с помощью «Яндекс.Браузера» и браузерных расширений почты, переводчика и т. д. По собственным данным, «Яндекс.Браузер» по популярности уступает лишь Google Chrome, на него приходится почти 20% посещений сайтов в рунете. Поисковик уже собирает и хранит данные, на какие сайты заходят миллионы пользователей его браузера, а будет рассчитывать посещения всех пользователей рунета. Точность такой модели – 95%, настаивает «Яндекс» в презентации. По браузеру поисковик сможет оценить посещаемость площадки лишь в диапазоне и в рейтинге будет использовать нижнюю границу этого диапазона.

Получается, аудитория площадок, которые не захотят сотрудничать с «Яндексом», все равно будет опубликована и по определению занижена, жалуются собеседники «Ведомостей»: участие выходит добровольно-принудительным. Сотрудник «Яндекса» уверен, что поисковик сумеет рассчитать корректные данные и чем более площадка, тем больше о ней данных и точнее результат. Руководитель рекламного агентства сомневается – проверить очень сложно.

Часть опрошенных интернет-площадок рада рейтингу, у других стремление «Яндекса» мерить рунет вызывает вопросы, в первую очередь из-за того, что поисковик – крупнейший игрок в интернет-рекламе, контролирует более половины рекламных бюджетов в сети.

Рынку полезны новые источники данных, тем более от такого крупного игрока, как «Яндекс», рассуждает вице-президент рекламной группы Dentsu Aegis Андрей Чернышов, но, чтобы использовать рейтинг для планирования рекламы, нужно, чтобы цифры признали крупнейшие площадки рунета: «Пока такой консенсус существует только для данных Mediascope».

Гендиректор Mediascope Руслан Тагиев сомневается в системе измерений, если она строится на данных одного участника рынка: «Твердо уверены, что измеритель должен быть независим». (Mediascope контролируется государственным ВЦИОМом). Mail.ru Group не готова присоединиться к рейтингу конкурента, однозначен представитель холдинга: «Неправильно, что коммерчески заинтересованный игрок рынка предлагает результаты измерений как беспристрастные. Данные о площадках, которые не используют метрики «Яндекса», будут некорректными, а среди них – лидеры: Google, Mail.ru Group, Instagram». Представитель Google от комментариев отказался.

Конкуренты не дадут «Яндексу» неограниченного доступа к данным о пользователях, это их главное богатство, объясняет руководитель рекламного агентства: «Это выглядит так же странно, как если бы «Первый канал» публиковал рейтинги каналов ВГТРК».

Легко допустить, зная команду «Яндекса», что ее данные будут добросовестны, рассуждает руководитель крупной медиакомпании: «Но кто гарантирует, что через месяцы или годы компания не начнет манипулировать информацией? Это слишком высокий риск и большой соблазн для самого «Яндекса».

Поисковик может манипулировать данными не только о конкурентах, но и о площадках из своей рекламной сети, переживает другой собеседник: «Круг замкнется – сам продаю у вас рекламу, сам считаю, сам показываю рекламодателям. Контролировать станет невозможно».

К рейтингу «Яндекса» есть вопросы – в частности, смущает, что невозможно отказаться от участия, если не согласен с данными, говорит заместитель главного редактора «Комсомольской правды» Олеся Носова, но рынку не хватает конкурента Mediascope, остается верить в добрые намерения «Яндекса». Управляющий партнер OMD OM Group Вадим Мельников не видит большой коммерческой стоимости в рейтинге «Яндекса»: «Сейчас все больше рекламы в рунете, в том числе у «Яндекса», закупается через автоматизированные системы, которые дают гораздо больше данных о пользователях, чем запускаемый рейтинг».

Hearst Shkulev Media, наоборот, рассчитывает, что рекламодатели станут пользоваться данными поисковика – существующим открытым счетчикам не хватает оперативности и глубокого понимания интернета, говорит директор по развитию продаж этого ИД Иван Жулей. Рассуждения о манипулировании данными он считает надуманными: «Мы и другие издатели много лет плодотворно пользуемся многими сервисами «Яндекса».

«Яндекс» запускает рейтинг по многочисленным просьбам самих рекламодателей и площадок, объясняет представитель компании: мы дорабатываем его вместе с рынком, чтобы сделать удобный и практичный инструмент.-

Если площадка откажется участвовать в рейтинге, «Яндекс» все равно оценит ее аудиторию с помощью «Яндекс.Браузера» и его расширений