«Яндекс» готов очистить поисковую выдачу от пиратов

Власти предложили интернет-компаниям добровольно избавиться от ссылок на нелегальный контент
Топ-менеджер «Яндекса» утверждает, что поисковик сам заинтересован в легализации контента в рунете
Топ-менеджер «Яндекса» утверждает, что поисковик сам заинтересован в легализации контента в рунете / Максим Стулов / Ведомости

Возможно, вскоре российские интернет-пользователи не смогут находить в поисковике пиратские фильмы и сериалы. Интернет-компании, медиахолдинги и чиновники обсуждают внесудебное удаление из поисковой выдачи ссылок на сайты с нелегальным контентом, знают два продюсера, сотрудники трех медиакомпаний и два чиновника. По их словам, 19 сентября правообладатели и интернет-компании – «Яндекс», Google, Mail.ru Group, «Газпром-медиа», Национальная медиагруппа (НМГ) и Ассоциация продюсеров кино и телевидения (АПКиТ), а также Роскомнадзор – обсуждали проект такого соглашения в администрации президента.

Представители Роскомнадзора, НМГ, «Газпром-медиа» и АПКиТ ограничились тем, что подтвердили: работа над соглашением идет. «Яндекс», сказал его представитель, участвует в разработке антипиратской концепции, но подробности обсуждать отказывается. Представитель Google от комментариев отказался.

Сейчас основной способ борьбы с пиратами – блокировка сайтов, решения об этом по жалобам правообладателей принимает Мосгорсуд. Но пользователи легко находят новые пиратские ресурсы через поисковики. Председатель правления АПКиТ Сергей Сельянов повторяет, что «Яндекс» своими сервисами помогает пиратам. В поисковике это категорически отрицают.

Правообладатели, в частности издательская группа «Эксмо-АСТ», судились с «Яндексом» и пытались пролоббировать поправки об удалении ссылок из поисковой выдачи, но безуспешно. В США, указывают они, с 1998 г. действует Digital Millennium Copyright Act (DMCA): медиакомпании через специальную интернет-форму отправляют жалобы напрямую в Google – и тот удаляет пиратские ссылки из поисковой выдачи.

Весной правообладатели предприняли очередную попытку: предложили «Яндексу» подписать меморандум о добровольном удалении ссылок. «Яндекс» этого делать не стал. Тогда правообладатели заявили, что поисковики, прежде всего «Яндекс», – главный источник нелегального контента и приносят пиратам 80% трафика.

Топ-менеджер «Яндекса» утверждает, что поисковик сам заинтересован в легализации контента: есть намерение развивать собственные легальные видеосервисы и зарабатывать на рекламе.

Обсуждаемое сейчас соглашение – новый вариант того меморандума, который весной был предложен «Яндексу», рассказали три участника совещания в администрации президента. И если DMCA – закон, то в России чиновники рассчитывают обойтись саморегулированием и добровольными обязательствами. Гораздо эффективнее, если правообладатели и интернет-компании будут решать проблемы напрямую, без участия госорганов, объясняет профильный чиновник.

Предполагается, что меморандум подпишут и «Яндекс», и Google, и Mail.ru Group. Такова позиция «Яндекса», говорит участник совещания. Топ-менеджер «Яндекса» подтверждает: обязательства бороться с пиратством в равной мере должны взять на себя все крупные интернет-компании, в том числе социальные сети и видеосервисы.

«Яндекс» не готов сам решать, какие ссылки удалять, говорит топ-менеджер. Фильтром должна выступить индустриальная ассоциация – либо одна из действующих, либо специально созданная. Ее модераторы будут принимать от медиакомпаний ссылки на пиратские копии и проверять их, в том числе подтверждать права на контент через базу Мосгорсуда, рассказывают собеседники «Ведомостей». Если удостоверено, что ссылка пиратская, она попадет в единый реестр нелегальных ссылок, с которым сверяются интернет-компании. И если на блокировку пиратских сайтов по закону дается 3–5 дней, то на удаление ссылок у поисковиков будет несколько часов, заверили два собеседника «Ведомостей».

За стол переговоров «Яндекс» привел конфликт с «Газпром-медиа», знают собеседники «Ведомостей». Медиахолдинг в августе пожаловался в Мосгорсуд, и тот принял беспрецедентное решение заблокировать поисковую выдачу внутри «Яндекс.Видео» по названиям четырех сериалов «Газпром-медиа». «Яндекс» встал перед выбором: либо оперативно удалить спорный контент, либо попасть под блокировку всего видеосервиса. Поисковик назвал решение Мосгорсуда незаконным, но удалил все ссылки, включая ссылки на легальные ресурсы «Газпром-медиа». На «Яндекс» повлиял и массовый отказ медиахолдингов от партнерств в интернет-трансляции телеканалов, считает еще один собеседник «Ведомостей». Тогда медиахолдинги поддержал высокопоставленный чиновник администрации президента, рассказывали собеседники «Ведомостей».

На совещании в среду сотрудники «Яндекса» подтвердили, что в целом согласны на описанный в меморандуме механизм удаления пиратских ссылок, а сотрудники Mail.ru Group и Google попросили дать им время на обдумывание.

Представитель Mail.ru Group говорит, что компания всегда готова обсуждать интернет-регулирование, но считает действующее законодательство достаточным.

Новый меморандум будет готов в течение месяца, рассчитывает профильный чиновник. Если соглашение будет подписано, это кардинально изменит ситуацию в индустрии, радуются три участника совещания. Руководитель крупной медиакомпании выражает скепсис: телеканалы и киностудии сначала будут долго делить власть в новой ассоциации, а потом еще дольше запускать реально работающую базу ссылок. И «Яндекс» прекрасно понимает все сложности этой схемы, уверен он. Если меморандум начнет буксовать, чиновники оперативно введут те же нормы в законодательство, считает другой собеседник «Ведомостей».

Сотрудник другого крупного медиахолдинга считает неразумным, что по проекту меморандума для включения в реестр нужно подтверждать права на каждую единицу контента через Мосгорсуд, – это тысячи исков и слишком большая нагрузка на компанию. Он указывает, что нет никаких расчетов, во что обойдется создание и ведение реестра, а эти расходы лягут на плечи правообладателей: предлагается быстро подписаться под схемой, к которой масса вопросов.