Интернет-пираты становятся все организованнее

Число нелегальных копий, снятых в кинотеатрах, быстро растет
Качество самих «экранок» растет: камеры на телефонах и видеоредакторы, которыми обрабатывают снятую копию, становятся более совершенными
Качество самих «экранок» растет: камеры на телефонах и видеоредакторы, которыми обрабатывают снятую копию, становятся более совершенными / Максим Стулов / Ведомости

За первые девять месяцев этого года пираты выложили на русскоязычные сайты 284 новые «экранки», т. е. копии фильмов, нелегально снятые прямо в кинотеатре на профессиональную камеру или на телефон, подсчитала Group-IB. Эта компания специализируется на предотвращении киберпреступлений, в том числе помогает правообладателям защищать свой контент в онлайне. Число «экранок» стало резко расти осенью 2016 г., указывает аналитик Group-IB Дмитрий Тюнькин: за весь 2016 год на русскоязычные сайты было выложено 33 такие копии фильмов, которые только что вышли в прокат, в 2017 г. их стало уже 211.

С начала 2018 г. в прокат в российских кинотеатрах вышло почти 330 новых фильмов, следует из данных журнала «Бюллетень кинопрокатчика». Получается, пользователи могли посмотреть в интернете 85% фильмов этого года практически сразу после начала их проката, или практически все заметные премьеры.

Киностудии продолжают зарабатывать большую часть доходов за счет показа фильмов в кинотеатрах, поэтому они дают кинотеатрам довольно большой срок на прокат премьеры, прежде чем разрешают ее показ на телеканалах и в онлайн-кинотеатрах. Таким образом они стимулируют зрителей потратить время и деньги именно на поход в кинотеатр. У крупнейших американских киностудий окно между премьерой в кинотеатрах и показом в онлайн-кинотеатре в среднем составляет от нескольких месяцев до года, у российских кинокомпаний – 1–3 месяца. Нелегальные копии фильмов в высоком качестве пираты воруют, как правило, у легальных онлайн-кинотеатров, а более нетерпеливым зрителям как раз предлагают не слишком качественные «экранки».

Осенью 2016 г. в DarkNet («темный интернет», нерегулируемая часть интернета, где анонимно продается и покупается оружие, наркотики и проч.) стали массово публиковаться объявления о найме людей для съемок «экранок» российских фильмов или фильмов в русском переводе, рассказывает Тюнькин, с тех пор съемки таких копий и их размещение в сети становились все более организованными. И качество самих «экранок» растет, добавляет он: камеры на телефонах и видеоредакторы, которыми обрабатывают снятую копию, становятся более совершенными. Уровень пиратства резко вырос и потому, что пираты стали использовать для дистрибуции нелегального контента собственные CDN (Content Distribution Network, сеть доставки контента), указывает Group-IB. Такие сети объединяют множество серверов по всему миру с единой базой контента. Создание пиратского сайта стало максимально простым, следует из сообщения Group-IB: для запуска используется автоматический скрипт и готовый модуль с видеоплейером, который уже подключен к CDN, все это занимает буквально 10–15 минут. Владельцы таких CDN берут на себя не только съемки «экранок», получение копий из онлайн-кинотеатров, дистрибуцию контента, но и монетизацию, указывает Тюнькин: часто нелегальные копии распространяются с уже вшитыми роликами рекламодателей. Последние два года через пиратские сайты рекламируются прежде всего онлайн-казино, принимаются спортивные ставки, уточняет он. Так, часто «экранки» сопровождаются роликами онлайн-казино Azino 777.

Онлайн-реклама в фильмах и сериалах приносит пиратам 90–95% доходов, подсчитала Group-IB, а распространение нелегальных копий музыки и софта становится все менее выгодным. В 2017 г. доходы русскоязычных пиратских сайтов выросли на 21% до $85 млн. По расчетам Group-IB, запуск пиратского сайта обходится в $240, а доход крупного ресурса с нелегальным контентом достигает $10 000 в месяц.

CDN не только позволяет быстро и качественно распространять нелегальный контент, но и делает все менее эффективным блокировку отдельных пиратских ресурсов, указывает Тюнькин: вместо одного заблокированного сайта мгновенно возникает следующий с той же базой контента, пользователи быстро его находят через поисковые запросы в «Яндексе» и Google.

Гендиректор прокатной кинокомпании «Централ партнершип» Вадим Верещагин не видит заметного ухудшения ситуации с «экранками» и, наоборот, считает, что блокировки пиратских сайтов работают. Появление в сети нелегальной, даже не очень качественной копии фильма сразу после премьеры в кинотеатрах негативно сказывается на сборах, указывает Верещагин, но усиления этого эффекта последние два года нет. С одной стороны, благодаря антипиратскому законодательству в России заблокированы крупнейшие пиратские сайты, с другой – на их месте тут же возникли сотни новых, рассуждает гендиректор онлайн-кинотеатра Megogo Виктор Чеканов: основная масса пользователей ищет контент через поисковики и подавляющую часть трафика с поисковиков продолжают получать пиратские сайты, а не легальные площадки.-