В России уже в этом году могут появиться автоматы по продаже сим-карт

Новым розничным форматом интересуются все крупные операторы сотовой связи
Детали внедрения нового формата представители операторов сотовой большой тройки не комментируют
Детали внедрения нового формата представители операторов сотовой большой тройки не комментируют / Евгений Разумный / Ведомости

Симкомат – торговый автомат, позволяющий оператору при подключении идентифицировать будущего абонента. Устройство сканирует паспорт пользователя, а встроенная камера сверяет фотографию в нем с лицом потенциального клиента. В Европе уже используются такие устройства. Например, так сим-картами торгует шведский оператор Comviq, рассказывает управляющий партнер AC&M Consulting Михаил Алексеев.

МТС рассчитывает уже в этом году установить первые симкоматы с системой распознавания лиц, говорит представитель оператора Алексей Меркутов. У компании уже есть около 30 автоматов. Но биометрическую идентификацию они не поддерживают, а потому сим-карты в них могут покупать только те, кто уже регистрировал свой паспорт в МТС, рассказывает он.

«Мегафон» изучил практику использования симкоматов – этот формат мобильного ритейла позволяет снизить издержки и повысить проникновение сети в труднодоступных и популярных местах, говорит его представитель.

«Вымпелком» также изучает возможность продаж сим-карт в автоматах, сообщает его представитель Анна Айбашева.

Детали внедрения нового формата представители операторов сотовой большой тройки не комментируют.

Представитель «Т2 РТК холдинга» (Tele2) отказался от комментариев.

Симкоматами интересуются и виртуальные операторы (Mobile Virtual Network Operator, MVNO). Так, оператор Сбербанка «Поговорим», работающий на сети Tele2 в Москве и Петербурге, тоже планирует продавать сим-карты через симкоматы. Об этом «Ведомостям» рассказали сотрудник компании – партнера «Сбербанк телекома» («внучка» Сбербанка, работающая под брендом «Поговорим») и человек, знакомый с менеджерами оператора. О планах «Поговорим» запустить так называемые симкоматы знает и человек, знакомый с менеджерами Сбербанка. Сроки запуска они назвать затруднились.

В «Тинькофф мобайл» (MVNO «Тинькофф банка») изучали возможность продаж сим-карт в автоматах, но пришли к выводу, что на данном этапе этот формат нецелесообразен, говорит его представитель. Он не исключает, что к изучению такой возможности компания вновь вернется в будущем.

Биометрическая технология позволяет выполнять требования законодательства по идентификации абонентов, утверждает представитель «Мегафона». Если биометрическая система позволяет однозначно установить, что паспорт принадлежит покупателю сим-карты, такой формат продажи соответствует законодательству, отмечает начальник юридического управления AVG Capital Partners Эльдар Назмутдинов. Оператор должен заключить с абонентом договор на оказание услуг. Но при продаже сим-карты письменный договор можно и не заключать, если из поведения покупателя следует, что он намерен заключить сделку: такие действия называются конклюдентными, объясняет Назмутдинов.

В зависимости от комплектации один автомат может стоить $2000–3000, рассказывает представитель производителя торговых автоматов Unicum Дмитрий Ветров. У операторов очень развиты розничные сети и на ее базе внедрить новое решение будет очень легко, уверен он. Тем более что брендированный терминал сам по себе обращает на себя внимание – он служит и каналом реализации, и инструментом продвижения продукта и торговой марки одновременно, объясняет Ветров. По его словам, покупать что-то по паспорту в автомате российским пользователям не в новинку: уже работают автоматы, продающие страховки и выдающие микрозаймы.

Продажа сим-карт в автоматах снижает расходы на персонал салонов связи, а в случае со «Сбербанк телекомом» – нагрузку на сотрудников банковских отделений, отмечает Алексеев. Также, по его словам, симкомат хорош тем, что может работать круглосуточно.

В отличие от живого продавца не надо платить зарплату, соглашается гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Кроме того, оператору не придется платить дилерское вознаграждение, если продажами занимается сторонний ритейлер, рассуждает он. Таким образом издержки на подключение абонента могут уменьшиться вдвое, подсчитал Кусков.

Правда, продажи сим-карт в автоматах – лишь дополнительный канал, поскольку активные подключения к сотовым сетям в России давно закончились отмечает Кусков. Но в отдельных случаях автоматы могут быть востребованы – например, по время предстоящего чемпионата мира по футболу, заключает он.

Детали внедрения нового формата представители операторов сотовой большой тройки не комментируют