В России продажи подключаемой к интернету бытовой техники за год выросли в разы
Наибольшим спросом пользуются холодильники и стиральные машиныЗа год продажи подключаемой к интернету крупной бытовой техники (холодильников, стиральных, сушильных и посудомоечных машин) выросли на 50%, следует из отчета «М.видео». В 2016 г. был продано 800 000 таких устройств, а в прошлом – уже 1,2 млн. В денежном выражении за год рост еще больше – на 70% до 29 млрд руб.
В прошлом году на подключаемые к интернету по WiFi устройства пришлось 7% продаж крупной бытовой техники в России. В 2016 г. эта доля составляла 3%, передал «Ведомостям» через пресс-службу коммерческий директор «М.видео» Олег Муравьев. В денежном выражении доля подключаемых устройств выросла с 4,5 до 11,4%. По словам Муравьева, наибольшим спросом пользуются подключаемые к интернету и управляемые со смартфонов через приложения стиральные машины и холодильники.
Практически каждый десятый холодильник и каждая третья стиральная машина, проданные в России в 2017 г., могут выходить в интернет, оценил Муравьев.
С помощью специального приложения можно увидеть, что лежит на полках WiFi-холодильника (внутри устройства установлены специальные камеры), можно менять режим его работы, а дисплей на дверце используется как планшет для выхода в интернет, объясняет представитель «М.видео» Валерия Андреева. Стиральные машины можно удаленно запускать со смартфона и выбирать режимы стирки – при этом умное устройство само сообщит владельцу о поломке или протечке.
По мнению Муравьева, росту популярности умной бытовой техники способствует то, что с распространением смартфонов и приложений для удаленного управления техникой пользоваться такими устройствами стало действительно удобно. Кроме того, ассортимент крупной бытовой техники с WiFi расширяется, а цены на нее падают на 20–30% в год, утверждает Муравьев. По данным «М.видео», например, холодильник с WiFi стоит сейчас от 40 000 руб., а стиральная машина – от 25 000 руб.
Руководитель направления бытовой техники Samsung в России Александр Третьяков также отмечает рост спроса на подключаемую бытовую технику. Продажи такой техники у Samsung в России за год выросли на 50% в денежном выражении, говорит он. Поколение, заинтересованное в таких инновациях, достигло платежеспособного возраста и готово доплачивать за дополнительные возможности, считает Третьяков. При этом такие технологии ежегодно становятся доступны все более широкому кругу пользователей, рассуждает он.
Пока умная бытовая техника не влияет на бизнес операторов, отмечает гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. Выручка и количество контрактов по мере увеличения ее парка не растет (она подключается через домашние точки доступа WiFi) – зато такие устройства создают дополнительную нагрузку на сеть, рассказывает он. Теоретически механизм монетизации умной техники мог бы быть таким: оператор в рассрочку продает абоненту бытовой прибор, а плату включает в платежи за услуги, рассуждает Мирзабеков.
Спрос на подключаемую бытовую технику растет по мере увеличения интереса к интернету вещей во всех его проявлениях, считает гендиректор Acer в России Дмитрий Кравченко. Но распространение умной домашней техники заставляет задумываться о новых рисках, связанных с информационной безопасностью, рассуждает он. Стороннее вмешательство может привести к некорректной работе или даже отключению бытовых приборов без ведома пользователей, предупреждает Кравченко.