Какими будут автомобили будущего от китайских интернет-гигантов
Baidu, Alibaba и Tencent хотят превратить машины в «мобильное жилое пространство»Китайские технологические гиганты Baidu, Alibaba и Tencent, которые уже играют важную роль в электронной коммерции, мобильных платежах и социальных сетях, теперь нацелились на автомобили. Для этого они инвестируют миллионы в стартапы, занимающиеся разработкой электрических, самоуправляемых и умных автомобилей, а также в каршеринговые сервисы и онлайн-платформы для продажи машин.
Американские технологические компании, в частности Alphabet и ее подразделение Waymo, тоже активно работают в автомобильном бизнесе. Но Baidu, Alibaba и Tencent имеют огромное преимущество в Китае, где жесткий контроль властей над интернетом мешает иностранным компаниям конкурировать с ними. Например, в Китае запрещены цифровые картографические системы зарубежных компаний, а они необходимы для самоуправляемых автомобилей.
Это вынуждает иностранных и китайских автопроизводителей, включая Ford, BMW, SAIC Motor и Zhejiang Geely, заключать партнерские соглашения с Baidu, Alibaba и Tencent. В марте Renault заявила, что намерена в пять раз увеличить продажи в Китае к 2023 г. благодаря соглашению о реализации машин через онлайн-платформы Alibaba. Также Renault начнет использовать в Китае программное обеспечение Alibaba для соединения своих автомобилей с интернетом.
Отношения с автопроизводителями
Угрозу, которую представляют интернет-гиганты, отметил основатель Geely Ли Шуфу, когда в феврале объявил, что ему принадлежит 9,7% акций Daimler стоимостью $9 млрд. «Ни один из нынешних представителей автомобильной отрасли не сможет в одиночку победить этих конкурентов, пришедших со стороны», – заявил он.
Baidu, Alibaba и Tencent делают ставку на то, что в будущем главным источником выручки в автомобильном секторе станет продажа не самих автомобилей, а таких услуг, как совместное использование самоуправляемых автомобилей и высокоскоростной мобильный интернет. «Baidu, Alibaba и Tencent хотят, чтобы люди в автомобилях пользовались их онлайн-услугами. Они видят транспорт как точку доступа к своим экосистемам, – говорит гендиректор консалтинговой фирмы Automobility Билл Руссо. – Поэтому они активно инвестируют в этот сектор. Такого не происходит больше нигде, и в этом уникальность Китая».
Гендиректор Baidu Робин Ли сделал разработку самоуправляемых автомобилей приоритетом для компании. «В будущем во время поездок люди не должны будут думать о вождении, – утверждает он. – Они смогут держать в руках горячую кружку или петь караоке».
Чень Хон, председатель совета директоров крупнейшего китайского автопроизводителя SAIC Motor, признает угрозу со стороны технологических гигантов. Но считает, что традиционные автопроизводители лучше понимают водителей и их потребности.
Тем не менее автокомпании нуждаются в технологических партнерах. SAIC выпустила автомобиль, имеющий интернет-соединение и оснащенный операционной системой AliOS от Alibaba. Другие крупные автопроизводители – Beijing Auto и Guangzhou Auto – разрабатывают так называемые умные автомобили, сотрудничая с Baidu и Tencent соответственно. В прошлом году Ford и BMW тоже объявили о планах выпустить умные автомобили с программным обеспечением Alibaba.
Инвестиции в стартапы
Baidu, Alibaba и Tencent также щедро финансируют стартапы, разрабатывающие умные автомобили для китайского рынка.
Новый кроссовер G3 стартапа Xpeng Motor (его поддерживает Alibaba) оснащен картами, музыкальными приложениями, технологией распознавания голоса для китайского языка и даже камерой на крыше, чтобы покупатели могли выкладывать видеозаписи своих путешествий в социальные сети. Опыт Alibaba в розничной торговле и ее технологии помогают Xpeng быстро развивать свой бизнес, утверждает основатель стартапа Сяопен Хэ.
Baidu и Tencent поддерживают стартап WM Motor, выпускающий электромобили. Традиционные автопроизводители вряд ли выживут, если не будут сотрудничать с Baidu, Alibaba и Tencent, так как им необходимы стратегические знания этих технологических компаний о быстро меняющемся рынке, говорит основатель WM Motor Фримэн Шэнь, который раньше был менеджером Geely.
Baidu и Tencent также инвестируют в стартап NIO, чей дебютный электромобиль обладает голосовым помощником, способен самостоятельно парковаться и имеет множество приложений от этих двух технологических компаний. Автомобиль превращается в «мобильное жилое пространство», утверждает основатель NIO Уильям Ли, а пассажиры – удобная аудитория для предоставления интернет-услуг, от онлайн-шопинга до видеоигр и мобильного телевидения.
Все три компании также инвестировали в сервис по вызову водителей Didi Chuxing, китайский аналог Uber. Tencent делает инвестиции и за пределами Китая. В прошлом году она приобрела 5% акций Tesla за $1,78 млрд.
Что дальше?
Пока автопроизводители и технологические компании могут сосуществовать, объединяя свои знания в создании автомобилей и инновации. «При соединении этих двух элементов можно получить фантастическую химическую реакцию», – говорит Саймон Ху, руководитель подразделения Alibaba по разработке AliOS.
Но китайские технологические гиганты проникают в автомобильную отрасль со всех сторон. Поэтому главный вопрос в том, какая часть выручки в секторе будет приходиться на них. «У Baidu, Alibaba и Tencent достаточно денег, чтобы войти в эту игру и оставаться в ней так долго, сколько потребуется для победы», – утверждает автомобильный эксперт из Гонконга Майкл Данн.
Перевел Алексей Невельский