Автопроизводители делают машины все умнее
Китайцы создают «смартфон на колесах», а японцы учат автомобиль разговаривать и дружить с водителемКонкуренция на авторынке растет, но теперь уже между автопроизводителями и технологическими компаниями. Последние разрабатывают операционные системы для автомобилей, так как водителям все важнее иметь в них интернет-соединение. Это вынуждает Toyota и других автопроизводителей оснащать свои машины искусственным интеллектом (ИИ).
На проходящем в Токио автосалоне Toyota продемонстрировала концепт-кары с виртуальным помощником Yui, сообщает The Wall Street Journal. Он должен оценивать настроение и состояние водителя, беседовать с ним и, если тот устал, предложить вести автомобиль в режиме автопилота. Водитель в это время может откинуть сиденье назад и насладиться массажем. Toyota планирует приступить к тестам оснащенных Yui автомобилей на японских дорогах в 2020 г.
Honda тоже воспользовалась автосалоном в Токио, чтобы продемонстрировать концепт-кар с собственной системой ИИ, получившей название Hana. «Люди часто боятся ИИ, поскольку он очень умный. Мы не хотим создавать подобие Терминатора», – отметила представитель Honda.
Toyota хочет, чтобы люди относились к Yui как к другу или члену семьи и предоставили ему доступ к своим аккаунтам в социальных сетях. Также Yui должен следить за новостями, чтобы обсуждать с водителями интересующие их события.
Тем не менее безопасность таких систем и их доступ к персональной информации могут вызывать беспокойство у людей, отмечает WSJ. Поэтому не все автопроизводители стремятся создавать человекоподобных виртуальных помощников. «Не думаю, что мы пойдем в этом направлении», – заявил Такао Асами, старший вице-президент Nissan по передовым разработкам. Вместо этого Nissan разрабатывает систему ИИ, идентифицирующую автомобили и другие препятствия с помощью сенсоров.
Тем временем китайские интернет-гиганты Alibaba, Baidu и Tencent занялись разработкой операционных систем для автомобилей, чтобы превратить их в «смартфоны на колесах», пишет Financial Times. Причем первая уже добилась определенных успехов. Banma, совместное предприятие Alibaba и китайского автопроизводителя SAIC, разработала AliOS, позволяющую запускать GPS-навигатор и различные онлайн-приложения с установленного в салоне автомобиля сенсорного экрана. Кроссовер Roewe RX5, оснащенный AliOS, стал одним из самых продаваемых автомобилей в своем классе в Китае. Alibaba называет эту модель «первым в мире массовым интернет-автомобилем». Согласно опросу покупателей, 75% из них приобрели RX5 из-за операционной системы и большого дисплея.
Сейчас у AliOS около 300 000 пользователей. В следующем году Banma планирует сделать AliOS открытой для разработчиков приложений и других автопроизводителей в надежде повторить путь операционной системы Android. Banma уже заключила партнерское соглашение с французско-китайским совместным предприятием Dongfeng Peugeot-Citroën. Оно планирует выпустить свой первый интернет-автомобиль на AliOS в 2018 г.
Ее конкурент Tencent в сентябре объявил о партнерстве с Guangzhou Automobile Group. Они хотят создавать умные автомобили, имеющие интернет-соединение и ИИ для помощи водителю. В свою очередь Baidu выпустила систему для соединения автомобилей с интернетом CarLife и голосового помощника DuerOS. Также Baidu разрабатывает платформу Apollo для самоуправляемых автомобилей. «Многие интернет-компании думают, что следующей компьютерной платформой будут автомобили и что наличие собственных автомобильных операционных систем предоставит им шанс завладеть этой платформой», – говорит аналитик HSBC Чи Цан (цитата по FT). Хотя гендиректор Banma Алекс Ши не считает, что операционные системы будут иметь такое же большое значение для автомобилей, как для персональных компьютеров: «Я полагаю, доминировать в автомобильной отрасли продолжат крупные автопроизводители».
Технологиями для автомобилей занимаются не только китайские интернет-компании. Так, Alphabet в прошлом году создала компанию Waymo, разрабатывающую самоуправляемые автомобили. Но наибольшее внимание качеству интернет-соединения автомобилей потребители уделяют именно в Китае, крупнейшем в мире авторынке, показало исследование McKinsey. Согласно ее опросу, 64% китайских покупателей готовы приобрести автомобиль другого бренда, если у него более совершенная интернет-платформа. В США и Германии так ответили только 37 и 19% потребителей соответственно.