Мобильный оператор Сбербанка может начать работу в Москве до конца года

Его аудитория – сотни тысяч московских клиентов Сбербанка
Мобильный оператор Сбербанка «Поговорим» может начать работу в Москве до конца этого года
Мобильный оператор Сбербанка «Поговорим» может начать работу в Москве до конца этого года / А. Астахова / Ведомости

Сбербанк планирует запустить свой виртуальный мобильный оператор в Москве в конце декабря нынешнего года, а активные подключения начнутся в январе следующего, рассказал «Ведомостям» менеджер компании – партнера «СБ-телекома» (мобильный виртуальный оператор, MVNO Сбербанка, работающий под брендом «Поговорим»). Человек, близкий к другому партнеру Сбербанка по MVNO, эту информацию подтвердил, но предупредил, что срок запуска еще может сдвинуться. Запуск оператора Сбербанка в Москве запланирован на конец 2017 г. – начало 2018 г., говорит и человек, близкий к руководству банка.

В Петербурге «СБ-телеком» работает с августа 2017 г. на сети «Т2 РТК холдинга» (Tele2) – на сети этого же оператора MVNO Сбербанка будет работать и в Москве. Московские тарифы будут в целом соответствовать московским тарифам Tele2, говорят люди, близкие к двум партнерам «СБ-телекома». Также в Москве клиенты Сбербанка, подключившись к MVNO, бесплатно получат 500 Мб интернет-трафика и 50 мин голосовой связи в месяц, утверждают они. Сейчас эта опция работает в Петербурге.

Представители Сбербанка и Tele2 это не комментируют.

В Москве Tele2 сейчас подключает абонентов по четырем пакетным тарифам: от самого дешевого за 199 руб. в месяц (2 Гб интернета, 200 мин, 50 эсэмэсок) до самого дорогого за 799 руб. в месяц (30 Гб, 1500 мин, 50 эсэмэсок).

В Петербурге и Ленинградской области у виртуального оператора Сбербанка 32 различных тарифа: абонент может выбрать нужный ему трафик (3, 6, 9 или 15 Гб), количество включенных в пакет минут (150, 300, 600 или 1500).

Самый дешевый пакет у Сбербанка стоит 200 руб. в месяц и включает 150 мин голосовой связи и 3 Гб трафика, а в самом дорогом (за 1000 руб. в месяц) 1500 мин разговоров, 15 Гб интернета и 3000 эсэмэсок.

Варьировать цену пакетов можно, подключив эсэмэс или отказавшись от них.

Для определенных категорий клиентов Сбербанка, например пенсионеров, получающих пенсии на карты, может оказаться привлекателен бесплатный пакет минут и мегабайтов, считает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Пользователям с более высокими доходами и потребностями могут быть интересны пакетные традиционные тарифные планы виртуального оператора «Поговорим» – в оплату он будет принимать бонусные баллы «Спасибо», которые начисляются при оплате картой Сбербанка товаров и услуг его партнеров, продолжает Кусков. Кроме того, даже с нулевым счетом абонент может общаться с другим подписчиком MVNO через мессенджер и пользоваться мобильным приложением Сбербанка, описывает он особенности оператора.

Сбербанк не дает прогнозов на развитие MVNO и не раскрывает показателей его работы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. По оценке управляющего партнера AC&M Consulting Михаила Алексеева, к концу 2017 г. у «Поговорим» в Петербурге и Ленинградской области может оказаться до 15 000 подписчиков, а сейчас их менее 10 000. Темпы роста абонентской базы позволяют предположить, что «СБ-телеком» может стать серьезным конкурентом классическим операторам, говорит он. В Петербурге и Ленинградской области у Сбербанка почти 500 отделений, обслуживающих физических лиц, и если в каждом будет продаваться в среднем 2–3 контракта за рабочий день, всего «СБ-телеком» наберет 300 000–350 000 абонентов до конца 2018 г., посчитал Алексеев.

Даже если в Москве и Подмосковье будут задействованы две трети отделений Сбербанка (всего их 1100) и продаваться в каждом будет одна-две сим-карты в день, уже за первый год работы «СБ-телеком» наберет 200 000–400 000 абонентов, продолжает он. Их может оказаться и больше: по расчетам Алексеева, к 2019 г. воспользоваться MVNO могут 3–4% московских клиентов Сбербанка, т. е. 500 000–600 000 человек.

По данным «ТМТ консалтинга», на конец 2016 г. в России в общей сложности насчитывалось 4,1 млн пользователей MVNO, из которых более 75% были клиентами «дочки» «Мегафона» – «Скартела» (он работает под брендом Yota). К концу 2017 г. число клиентов виртуальных операторов может достичь 6,8 млн – это чуть менее 2% от общего количества сотовых абонентов в России (если считать активные сим-карты). Быстрый рост базы пользователей виртуальных операторов происходит за счет того, что все больше компаний рассматривают MVNO как инструмент повышения лояльности клиентов, поскольку от нескольких услуг одного поставщика сложнее отказаться, чем от одной, а также как способ увеличения доходов, говорит гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. Российский сотовый рынок – это более 880 млрд руб. в год и желающих отщипнуть кусок от этого гигантского пирога с помощью MVNO достаточно, рассуждает он. До недавнего времени сотовые компании рассматривали MVNO как конкурентов и избегали связанных с этим проектов, напоминает Акилов. Но теперь Tele2, вышедшая на федеральный уровень, активно занялась расширением абонентской базы – и работающие на ее сетях MVNO способствуют этому, констатирует он.

«Вымпелком» будет следить за развитием ситуации с выводом MVNO на рынок Москвы – пока аналогичный проект Сбербанка в Санкт-Петербурге никак не повлиял на расклад сил на рынке, говорит представительница «Вымпелкома» Анна Айбашева.

Пока все запущенные MVNO в России (за исключением нескольких операторских проектов) с точки зрения операционных показателей влияния на бизнес операторов и на рынок в целом не оказывают, считает представительница «Мегафона» Юлия Дорохина. Компетенций у операторов намного больше, чем у банков, утверждает она. Будущее мобильные операторы видят в партнерствах с розничными и сервисными компаниями, а MVNO – лишь трудозатратная, дорогостоящая и далеко не единственная форма реализации таких партнерств, уверена Дорохина.

Представитель МТС отказался от комментариев.

Мобильный оператор Сбербанка «Поговорим» может начать работу в Москве до конца этого года