Скандал в США может пойти на пользу «Лаборатории Касперского»
Прямые потери невелики – в 2016 году компания заработала на госорганах США лишь $300 000«Лаборатория Касперского» продает программные продукты в США не напрямую, а через партнеров, сообщил «Ведомостям» представитель компании. В прошлом году она продала американским госструктурам продуктов примерно на $300 000, причем среди заказчиков не было ни одной военной организации, добавил он. Всего компания в прошлом году заработала $644 млн.
О том, что США подозревают «Лабораторию Касперского» в связях с российскими спецслужбами, впервые стало известно весной. В мае на открытых слушаниях в сенате шести руководителям американских силовых ведомств был задан вопрос, допустимо ли использование в сетях этих ведомств продуктов «Лаборатории Касперского». Руководители единодушно дали отрицательный ответ.
В июне Reuters передавало слова сенатора-демократа Джин Шахин, что в конгрессе и администрации Трампа есть консенсус: «Лаборатории Касперского» нельзя доверять защиту критически важной инфраструктуры, в особенности компьютерных систем, необходимых для государственной безопасности нашей нации».
В начале сентября крупная американская сеть магазинов электроники Best Buy убрала с полок «Антивирус Касперского». Это решение было принято в связи с подозрениями о связях «Лаборатории Касперского» с российскими спецслужбами. Представители Best Buy, которых цитирует Verge, отметили, что решение базировалось на сообщениях в средствах массовой информации, мнении конгресса и отраслевой дискуссии.
Спустя несколько дней администрация президента США Дональда Трампа предписала всем министерствам и агентствам удалить со своих компьютеров и локальных сетей любой софт «Лаборатории Касперского». Ведомство обеспокоено тем, что «Касперский» сотрудничает с российскими спецслужбами, а также требованиями российского законодательства, которое, как считает министерство, позволяет российским властям получать у «Касперского» информацию. Американским чиновникам отводился месяц, чтобы выявить любое присутствие продуктов «Лаборатории Касперского» в своих IT-системах, и 60 дней на разработку плана по их удалению, гласила специальная директива министерства внутренней безопасности США.
Сама «Лаборатория Касперского» опровергала «любые неуместные связи с какими-либо правительствами». Компания уверяла, что встречается с представителями правительств и правоохранительных органов разных стран с единственной целью – для борьбы с киберпреступностью.
В сентябре стало известно, что компания намерена закрыть свое подразделение в Вашингтоне – Kaspersky Government Security Solutions (KGSS). В KGSS работают около 10 человек, все они – граждане США. Это представительство компании было открыто в 2014 г., в его задачи входила разработка и поставка решений для американского правительства и его контракторов.
Но череда скандалов может не препятствовать, а способствовать бизнесу – ведь благодаря им компания увеличила упоминаемость и охват аудитории, что уже видно в некоторых странах, считает представитель «Лаборатории Касперского». Но о тенденции говорить пока рано, отмечает он.
Основатель и гендиректор «Лаборатории» Евгений Касперский нашел плюсы и в расследовании Bloomberg, которое сообщало, что Касперский ходит в баню с должностными лицами российских спецслужб. Касперский парировал, что агентство не нашло никаких его связей с «русской разведкой», кроме «бани». «Эта статья – как штамп «кошерно». С ней можно идти в любой западный крупняк, типа нам провели внешний аудит – и ничего не нашли», – писал он в своем блоге.
Сам факт сотрудничества или противостояния с западными спецслужбами вряд ли можно счесть хорошим пиаром, рассуждает гендиректор агентства SPRQL Илья Фабричников. Действительно, «Лаборатория» получила большую цитируемость благодаря передовицам The New York Times, The Washington Post и в краткосрочной перспективе повысила свою узнаваемость, уверен эксперт.
Но превратить ее в продажи весьма сложно, полагает Фабричников.
Хотя благодаря скандалу многие американцы впервые узнали о существовании «Лаборатории Касперского» и ее продуктов, принцип «хорош любой пиар, кроме некролога» здесь вряд ли сработает, соглашается директор московского офиса международного PR-агентства Finsbury Александр Борейко. Американские СМИ не представили доказательств предъявленных обвинений, но выйти победителем из этой ситуации на американском рынке будет весьма непросто, рассуждает он. В качестве линии защиты Борейко советует организовать независимую экспертизу продуктов, и если в итоге ничего найти не удастся – суды со СМИ и запуск собственной кампании о преимуществах своего продукта. Но это займет время, а осадок останется, уверен Борейко. И тогда можно попробовать «прокатиться на хайпе» и позиционировать свои продукты как альтернативу американским средствам защиты, сделав в их продвижении ставку на регионы, где сильны антиамериканские настроения, и атаковать конкурентов их же оружием, советует Борейко.