Российские телеканалы договорились не переманивать друг у друга шоу и сериалы
Продюсеры возмущаются и надеются, что такое соглашение работать не будетКрупнейшие российские телехолдинги достигли предварительной договоренности о защите брендов своих шоу и сериалов от ухода к конкурентам, рассказали «Ведомостям» руководители нескольких продюсерских компаний. Холдинги начали обсуждать соглашение еще зимой, а 11 октября провели общую встречу. На ней присутствовали руководители пяти холдингов – «Первого канала», ВГТРК, «Газпром-медиа», «СТС медиа» и «Национальной медиа группы» (НМГ), говорят собеседники «Ведомостей». Источники в трех холдингах подтвердили эту информацию. От официальных комментариев представители «Первого», ВГТРК, «Газпром-медиа», «СТС медиа» и НМГ отказались.
По словам собеседников «Ведомостей», холдинги договорились о следующем: если телеканал хочет показать повтор или продолжение российского сериала или шоу, ему необходимо предварительно заручиться согласием конкурирующей телекомпании, которая первой показала проект в эфире. Так холдинги защищают себя от ухода производителей рейтинговых программ к конкурентам. Продюсерские компании производят сериалы и шоу по заказу телеканалов. Канал либо полностью выкупает права на контент, либо покупает первые несколько показов сериала или сезонов шоу – тогда спустя какое-то время права на контент возвращаются производителю и он может заново торговаться с каналом или предложить проект конкурентам. Если раньше телекомпаниям, как правило, удавалось контролировать продюсерские компании, то в последнее время производители все чаще уходят с готовыми проектами с одного федерального канала на другой.
Проблема защиты брендов обсуждалась несколько месяцев, говорят источники «Ведомостей», но на прошлой неделе руководители телехолдингов собрались по инициативе «СТС медиа» и НМГ (эти холдинги аффилированы через общих владельцев – акционеров банка «Россия» и их партнеров). Поводом для встречи стала новость о запуске холдингом «Газпром-медиа» нового эфирного канала «Супер» (начнет работать в январе 2018 г.).
Предполагалось, что заметную часть в эфире «Супер» займут проекты компании Yellow, Black & White (YBW), в том числе те проекты, которые прежде выходили в эфире канала СТС («Кухня», «Даешь молодежь» и т. д.), рассказывали источники «Ведомостей». СТС продолжает показывать повторы многих проектов YBW и поэтому ежегодно продлевает договоры с компанией. Полностью YBW свою библиотеку прав СТС не продавала, поэтому продюсерская компания и смогла договориться с конкурирующим холдингом «Газпром-медиа» о показе своих проектов на новом канале. «СТС медиа» эта ситуация категорически не устроила, рассказывали источники, близкие к компании. Холдинг считает, что бренды проектов YBW, которые вышли в эфире СТС, частично принадлежат и самому каналу, поскольку канал потратил деньги и усилия на их продвижение. Представитель YBW от комментариев отказался.
Как конфликтуют телеканалы
Так, в феврале 2017 г. ВГТРК подала иск к ЗАО «Первый канал. Всемирная сеть» (дочерняя компания «Первого канала», занимается производством и дистрибуцией неэфирных каналов группы), требуя прекратить показ сериала «Тайны следствия» и выплатить 192 млн руб. компенсации ущерба, поскольку все права на сериал принадлежат ВГТРК. «Первый канал» в суде настаивал, что купил права на показ сериала у производителя – компании «Серебряный экран». «Серебряный экран» в суде заявил, что продал права «Первому» из-за технической ошибки. Суд принял сторону ВГТРК и запретил дочерней компании «Первого» дальнейший показ. Летом стало известно, что компания Александра Митрошенкова и Тимура Кизякова перестанет производить для «Первого канала» программу «Пока все дома»: и канал, и производитель настаивали, что разорвали контракт по собственной инициативе. Теперь те же производители делают передачу «Когда все дома» для канала «Россия 1» (входит в ВГТРК). А телекомпания ВИД сейчас производит передачу «Жди меня» не для «Первого канала», а для НТВ.
На встрече обсуждался запуск канала «Супер», а также другие конфликтные ситуации, говорят источники «Ведомостей». Федеральные каналы чувствуют все более жесткую конкуренцию со стороны тематических каналов, их ресурсы ограничены из-за снижения темпов роста рекламного рынка. А в этом году исследовательская компания Mediascope впервые за долгое время зафиксировала снижение времени телесмотрения. Кроме того, телеканалы чувствуют усиление давления со стороны интернет-компаний, которые начинают инвестировать в контент. Продюсерские компании также продвигают свой контент через интернет.
Это приводит к тому, что федеральные каналы все острее конкурируют друг с другом за контент, доходит и до открытых конфликтов. Соглашение не ограничивает производителей в работе на конкурирующие каналы, если речь идет о новых проектах, утверждают источники «Ведомостей». Это исключительно «неформальное понятийное соглашение», подчеркивают они.
Производители сериалов и шоу, опрошенные «Ведомостями», разошлись в оценке соглашения. «Это невероятно! Между руководителями телехолдингов далеко не самые теплые отношения, и, если они пошли на такое соглашение, значит, ситуация с бегством производителей контента становится для них критической», – говорит один из них. Другой продюсер называет соглашение приговором независимым производителям: «Больше нет смысла создавать собственную библиотеку проектов, повышать их качество, развивать бизнес. Потому что теперь только телеканал будет решать, как распоряжаться контентом». Два других продюсера выразили сомнение, что соглашение продержится долго: «Как показывает практика, какими бы ни были договоренности, интересы крупнейших каналов очень скоро резко расходятся». Более того, источник в одном из телевизионных холдингов тоже заявил «Ведомостям», что полной уверенности в том, что соглашение будет финализировано, у него нет.