«Газпром-медиа» запускает новый телеканал
В его эфире покажут сериалы и шоу продюсерской компании Yellow, Black and White«Газпром-медиа» вскоре официально объявит о запуске нового развлекательного канала «Супер», рассказали «Ведомостям» сотрудники телекомпаний и два источника в самом холдинге. Это федеральный эфирный канал, который начнет работать 1 января 2018 г. Представитель «Газпром-медиа» подтвердил «Ведомостям», что у холдинга появится эфирный развлекательный канал «Супер». Инвестиции в создание проекта он не раскрыл.
«Супер» запускается в сжатые сроки, указывают собеседники «Ведомостей», - его презентация для рекламодателей должна пройти в ноябре, чтобы сразу с начала 2018 г. канал начал зарабатывать на рекламе.
«Супер» - развлекательный канал для семейной аудитории, больше ориентированный на женщин, знают собеседники «Ведомостей». Представитель «Газпром-медиа» это подтвердил и уточнил, что целевая аудитория нового канала – зрители 14-44 лет (именно контакты с такими зрителями канал будет продавать рекламодателям).
Сейчас у «Газпром-медиа» пять развлекательных эфирных каналов - ТНТ, «ТВ 3», ТНТ4, «Пятница» и «2x2», все объединены в субхолдинг «Газпром-медиа развлекательное телевидение» (ГПМ РТВ). Также у холдинга есть эфирный общественно-политический канал НТВ и эфирный спортивный «Матч ТВ».
«Супер» так же войдет в ГПМ РТВ, непосредственно создавать канал и управлять им будет команда продюсерской компании Yellow, Black and White (YBW), сообщили источники «Ведомостей». По их словам, кто-то из команды YBW станет гендиректором «Супер», кто-то – генеральным продюсером, кто-то – директором по маркетингу и т. д. Представитель «Газпром-медиа» настаивает, что каналом «Супер» будет управлять ГПМ РТВ. Никто из основной команды YBW не станет гендиректором или генпродюсером этого канала, уверяет он.
Основой программной сетки нового канала будет контент YBW, объясняют собеседники «Ведомостей»: у компании за годы работы накопилась большая библиотека контента, прежде всего сериалов. Большая часть этих проектов была снята для канала СТС (входит в конкурирующий с «Газпром-медиа» холдинг «СТС Медиа») – «Кухня», «Последний из Магикян», «Отель Элеон», «Мамочки», «Даешь молодежь», «Шесть кадров» и т. д.
Представитель YBW от комментариев отказался. Представитель «Газпром-медиа» говорит, что подробности наполнения «Супер» появятся позднее: «В холдинге большое количество креативных продюсеров, которые уже работают над контентом для нового канала».
YBW создан в 2008 г. Денисом Жалинским, Эдуардом Илояном, Виталием Шляппо и Алексеем Троцюком. Это один из крупнейших производителей телеконтента в России, помимо СТС компания создавала проекты для «России 1» (входит в ВГТРК), «Первого канала» и НТВ. В последние годы компания снимает и кинофильмы – ее совместная с Disney картина «Последний богатырь» выйдет в прокат в октябре. Также у YBW есть digital-проект Start, ориентированный на зарубежную аудиторию. Он запустится в ближайшие дни.
Сотрудники YBW прежде говорили «Ведомостям», что мечтают запустить собственный телеканал: это позволит им создать в рамках одной компании полный цикл от производства контента до его дистрибуции в эфире и в интернете.
YBW не станет акционером «Супер», говорят источники «Ведомостей», его единственный владелец – «Газпром-медиа». Деталей коммерческого соглашения между холдингом и YBW они не знают.
«Супер» начнет с повторов проектов, которые уже выходили в эфире других каналов «Газпром-медиа», и тех, что были созданы YBW, знают собеседники «Ведомостей». Премьеры на канале появятся позднее - когда он соберет базовую аудиторию, уточнил один из них.
YBW все эти годы продавал каналам, в том числе СТС, не все права на свои сериалы и шоу, а только права на премьерный показ и от одного до нескольких повторных показов, указывают источники «Ведомостей». Соответственно, эта продюсерская компания может самостоятельно распоряжаться большой частью снятого ею контента и, соответственно, договориться с «Газпром-медиа» о совместном использовании этой библиотеки в эфире «Супер». Права еще по части проектов вернутся к YBW в ближайшие годы, говорят собеседники «Ведомостей».
По похожей схеме «Газпром-медиа» запустил осенью 2015 г. канал «ТНТ4»: он создан полностью на основе библиотеки холдинга, в его эфире идут повторы проектов ТНТ. Сотрудники «Газпром-медиа» говорят, что ТНТ4 – очень рентабельный бизнес, но деталей по финансовым результатам не раскрывают.
Похожую схему использовал и «СТС медиа», когда несколько лет назад запустил неэфирный канал CTC Love для молодых женщин – на этом канале шли прежде всего повторы проектов.
Эфирные частоты для запуска «Супер» холдинг нашел у других своих каналов, знают собеседники «Ведомостей». Аналогичным образом «Газпром-медиа» собирал частоты для распространения канала «2x2», после того как этот канал в 2015 г. уступил собственную федеральную частоту каналу «ТНТ4».
Топ-менеджеры «Газпром-медиа» давно говорят о неминуемом усилении фрагментации телеаудитории – все больше зрителей будут смотреть нишевые каналы, а крупнейшие каналы - неизбежно терять аудиторию. Поэтому так важно создавать и развивать нишевые каналы, рассуждают они: даже при снижении рейтингов крупнейших каналов совокупно холдинг будет выигрывать и контролировать все большую часть аудитории.
Два собеседника «Ведомостей» говорят, что в создании «Супер» принимает участие компания «Солярис промо продакшн» (контролируется бизнесменом Александром Кармановым). Структуры Карманова давно и тесно связаны с ТВ-бизнесом «Газпром-медиа» - в частности, они производят для ТНТ шоу «Дом-2». Структуры Карманова контролируют 25% акций Comedy Club Production, 75% акций – сам «Газпром-медиа».
Год назад «Газпром-медиа» даже отдал Карманову продажу части рекламного времени на ТНТ, но спустя полгода стороны отказались от такой схемы работы. По данным исследовательской компании KVG, в 2015-2016 гг. «Солярис» становился крупнейшим производителем телеконтента по числу часов, вышедших в эфире, – все это контент, произведенный для ТНТ.
Два других источника «Ведомостей», напротив, настаивают, что «Солярис» не будет иметь отношения к «Супер». Представитель «Соляриса» пока не ответил на запрос.
Российские телеканалы при покупке прав на контент действуют по-разному, рассуждает руководитель крупной телекомпании: многие из них, как и СТС, выкупают у производителей не все права, а только несколько показов. В этой стратегии есть своя логика, указывает он: канал платит только до тех пор, пока контент собирает рейтинги и свои риски – твой контент может через несколько лет показать растущий конкурент. Так, канал «Пятница» в какой-то момент показал один из самых известных сериалов СТС – «Моя прекрасная няня», напоминает он: «Но в целом таких ситуаций немного, каналы ревностно относятся к контенту, который считают своим». Так, недавно ВГТРК судилась с «Первым каналом», который купил у производителя права на повторный показ сериала «Тайны следствия».
Гендиректор «СТС медиа» Вячеслав Муругов отказался от любых комментариев по запуску «Супер» и возможному появлению там сериалов, которые прежде шли в эфире СТС.
Другой источник, близкий к «СТС медиа», указывает, что холдинг и YBW долгие годы были партнерами, холдинг заплатил компании миллиарды рублей за контент и потратил сотни миллионов рублей на продвижение контента YBW: «Если «Газпром-медиа» запускает канал, в основе которого лежит не один проект, а сразу целый ряд сериалов и шоу, которые прежде выходили на СТС, для нас, конечно, это совершенно беспрецедентная ситуация».